Ю. А. Морозов
Мой ДОКЛАД 17 апреля 2005 г. в Русском Православном Соборе Христа Спасителя (Торонто) о календарях
1/ почему наша пасха в 2005 г. 1 мая, а не 24 апреля?
2/ почему католическая пасха была 27 марта (и вообще, почему православная Пасха 2005 г. была после иудейского Песаха, а католическая Пасха — до)?
3/ что такое юлианский календарь ("старый стиль")?
4/ в чем проблемы с григорианским календарем ("новый стиль")?
5/ зачем нам история?
1/ Why was the Orthodox Easter in 2005 on the 1st of May, and not on 24nd of April?
2/ Why was the Catholic Easter in 2005 on 27 of March (that is, before the Jewish Pesah/Passover)?
3/ What is the Julian calendar?
4/ What are the Gregorian calendar problems?
Why do we need History?
В нашем мире горнее бесконечно перемешано с дольним, земное с небесным. Человек отличается от животного еще и знанием времени и истории. А христианство отличало с самого начала акцент еще и на ВЕЧНОСТИ.
Тогда, казалось бы, какое дело христианам до земного календаря, измеряющего всего лишь время и меняющегося постоянно по указам земных владык?! В одной легенде (историки относят ее к VII в. н. э.) христианские миссионеры приходят к англосаксонскому конунгу; он, не зная, принимать ли новую веру, обращается за советом. Один советник напоминает ему, как в ненастную погоду бывает так хорошо сидеть в теплой комнате; но бывает, что в нее влетает птичка; обогревшись, она вылетает в стужу и холод — и не знает, почему и зачем. Так и наша жизнь, сказал он ему: мы приходим неизвестно откуда, из темноты и холода и уходим неизвестно куда — в темноту и холод. И если новая вера может сказать нам, что было и что будет — уже за одно это ее стоит принять… (Бе́да Достопочтенный).
Так вечное сплетается с временным — и знание хронологии каким-то неведомым образом помогает ориентироваться в вечности… (об особом внимании ко времени и вечности в христианстве, о хронометрировании времени для церковной службы см. мою книгу Пути России. Москва, 1991, тт. 1-4; начал ее выкладывать здесь Об этом же много писали культурологи — ср. например, работы А. Гуревича.)
Наш земной календарь — отражение времени в нашей несовершенной (с точки зрения вечности) психике — и в то же время необходимый инструмент для организации жизни (и мирской, и церковной). Можно было бы рассказывать часами о том, что именно нового внесло христианство в мир — в частности в измерение времени и в отношение ко времени и вечности. Данная статья имеет дело лишь с одним аспектом: соотношение календаря мирского и церковного, и как земные установления могут влиять и на церковные.
В Книге Бытия (1:14-16) говорится о том, что Бог сотворил разные объекты — Солнце, Луну, звезды. И взаимное их движение оказалось крайне сложным; уже в древности стало известно, что земной год не равен в точности 365 дням (на деле примерно 365,25), а лунный месяц — 30 дням (в действительности примерно 29,5: 29 дней, 12 часов, 44 минуты, 3-1/3 сек.); да и сутки не точно 24 часа (примерно 23 ч., 56 мин.) (NB: заодно выяснилось, что имеется несколько видов лет!) Разные культуры создавали разные календари: чисто солнечные (наш сегодняшний календарь), чисто лунные (мусульманский календарь сегодня), а также смешанный лунно-солнечный (сегодняшний иудейский). Все они имеют свои недостатки (например, мусульманские праздники из-за того, что их год много короче 365 дней, постоянно переезжают с одного времени года на другое: рамадан сегодня весной, но постепенно перейдет на лето или зиму; иудейский год каждый год разный — 2005 (5765) г. имеет 383 дня, а следующий будет 354…)
Принятие христианства имп. Константином привело к тому, что христианство приняло и государственный календарь Римской империи — юлианский. Он был "внедрен" Юлием Цезарем как модификация старого римского календаря (ещё времён Нумы Помпилия): год начинается с 1 марта, имеет 365 дней; чтобы согласовать весеннее равноденствие с реальными сезонами (весной) и скорректировать ту лишнюю четвертушку (год равен 365,25 суток!) были введены "високосные" годы: каждый четвертый год к февралю добавлялся еще 1 день.
Первые четыре месяца были названы в честь богов-"аграриев" (Марс не только воитель, но и покровитель сельского хозяйства, Майя тоже богиня земледелия, Юнону и по сей день изображают с фруктами…), а остальные были просто по порядку: пятый квинтилий, шестой секстилий, отсюда сентябрь все еще седьмой, а декабрь десятый месяцы…Правда, январь в честь Януса двуликого, а февраль, последний месяц в честь februm, специального инструмента ритуального очищения.) Придворные подхалимы провели законопроект о переименовании пятого месяца (ибо даже Цезарь не властен над богами и переименовать первые четыре не решились!) в ИЮЛЬ.
Победа Августа Октавиана над Антонием повлекла небольшое изменение календаря: те же подхалимы переименовали шестой месяц в АВГУСТ; поскольку он имел тогда только 30 дней, а хотелось во всем превзойти Юлия Цезаря, ему тоже дали 31; для этого пришлось забрать один день у февраля (с тех пор у него всегда только 28 дней) и поменять у других (сентябрь стал 30, октябрь 31 и т. д. — как у нас).
Поскольку римляне были суеверны — примерно как современные жители Сев. Америки — то они не решались обмануть богов нагло вставляя лишний день в конце февраля; они придумали свой рецепт: чтобы было незаметно, лишний день в високосный год добавлялся после шестого дня до мартовских календ (попросту, после 23 февраля). Шесть будет секст, дважды по латыни бис, отсюда биссекстум, произносившийся в греческом как виссекстум — следовательно, високосный…
Именно этот календарь лег в основу решений I Вселенского собора (Никейского — мы обычно вспоминаем этот маленький город только когда повторяем Никео-Цареградский символ веры): до него разные христианские церкви по-разному определяли дату пасхалии. Описание того, что происходило в последний вечер часто вызывало разногласия (да и сегодня есть множество желающих порассуждать на эту тему): была ли Тайная Вечеря тем самым "седером" еврейского Песаха (и, следовательно, вечер 14 нисана) или нет. (Я не буду рассматривать здесь все разные точки зрения и возникшие секты и расколы.) В зависимости от ответа на этот вопрос были разные формулы определения даты празднования Пасхи. Первый собор принял общее решение: Пасха всегда должна праздноваться:
Антиохийский собор (341 г. Р. Х.) напомнил:
"Все, дерзающие нарушать определение святого и великого Собора, в Никее бывшего, в присутствии благочестивейшего и боголюбезнейшего царя Константина, о святом празднике спасительной Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, если продолжат любопрительно восставать против доброго установления. И сие речено о мирянах. Если же кто из предстоятелей Церкви, епископ, пресвитер или диакон после сего определения дерзнет, к развращению людей и к возмущению церквей, особиться, и с иудеями совершать Пасху, то такового святой Собор отныне уже осуждает быть чуждым Церкви, как соделавшегося не только виной греха для самого себя, но и причиной расстройства и развращения многих. И Собор не только таковых отрешает от священнослужения, но и всех, дерзающих быть в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешней чести, каковой были они причастны по святому правилу и Божию священству."
Во-первых, (весеннее) равноденствие определяется не астрономически, а "календарно" — то есть 21 марта по старому стилю.
Во-вторых, иудейская пасха (песах) — это не реальный песах, дату которого можно выяснить у по-соседству живущих иудаистов или в их календаре; это тоже некая расчётная дата, достаточно сильно отличающаяся от даты реального песаха.
Пример: в 2013 г. песах придётся на 26 марта (по новому стилю), но расчётная дата — на 30 апреля (по новому стилю). Полнолуние — 25 апреля, первое воскресение после него — 28 апреля. Поэтому, согласно правилу 4 выше, православная пасха приходится не на 28 апреля (по новому стилю), а сдвигается на неделю позже, то есть на 4 мая (чтобы быть позже "расчётного" песаха).
Однако уже тогда заметили, что дата весеннего равноденствия начала сдвигаться — ибо "средний" юлианский год несколько длиннее истинного (365 дней, 5 часов, 55 мин., 24,438 сек.; проще говоря, за 128 юлианских лет набирается 1 полный день). Это означает, что постепенно истинное весеннее равноденствие "уходит назад" от юлианского 21 марта (к примеру, в 2005 году юлианское равноденствие было 4-5 апреля — когда день в северном полушарии уже был существенно длиннее ночи, что каждый может проверить все по тому же 23 каналу…) А тогда Пасха постепенно сдвигается на лето, потом на осень и наконец наступит момент, когда он будет отмечаться в один день с Рождеством Христовым (25 декабря). [Правда, это произойдет не скоро, пройдут тысячи лет…]
Все это привело к тому, что в 1582 г. папа Григорий XIII одобрил реформу календаря: в нем високосным годом является не каждый четвертый; все вековые годы (2000, 1900 и пр.) являются високосными в новом календаре тогда и только тогда, когда их количество веков тоже делится на 4 (поэтому 1900 год високосным не был — как и 1700 и 1800 — но не 2000!) Авторами предложенного проекта были врач Луиджи Лилио (?-1576, Aloisius Lilius) и математик-иезуит Христофор Клавий (1537/8-1612, Christopher Clavius).
Григорианский год тоже не 100% точен — он больше тропического года примерно на 26 секунд, следовательно, через 5 тыс. лет его придется опять подправлять.
Для элиминации накопившейся разницы папа Григорий предложил передвинуть все даты на 10 дней. В 1582 г. много стран (в первую очередь католических) перешли на новый календарь (Франция, Италия, Испания, Португалия), в 1584 католические королевства Германии, часть Бельгии, Голландии, Швейцарии. Далее процесс замедлился (так, Великобритания перешла на него не намного раньше России — в 1752, так что разговоры либералов и коммунистов об вечной "отсталости" России как всегда были пропагандой…)
Однако после обращения папы Григория к Православным церквям в 1583 г. с предложением использовать единый календарь (и тем самым, не дополнять догматический раскол еще и календарным) последовал отказ. Для этого были все основания: расчет пасхалии теперь приводил к тому, что Пасха систематически (более 20 раз в столетие) отмечается либо вместе с иудаистами, либо даже ранее них! Пример: год 2005; весеннее равноденствие было 21 марта, первое полнолуние — 25 марта, первое воскресенье — 27 марта, следовательно, католическая Пасха 27 марта, а Песах 24 апреля.
Поскольку это полностью противоречит логике событий, изложенных в Евангелиях (и решениям Соборов), православная церковь принять такой календарь не могла.
В православном (юлианском) календаре этого быть не может. Возьмём, например, год 2005. Юлианское равноденствие было 4-5 апреля 2005, первое полнолуние после него — 24 апреля; первое воскресенье — само 24 апреля. Однако, поскольку на этот же день приходится 14 нисана, то есть иудейский Песах, то, согласно правилу 4/ выше, Пасха должна быть перенесена на одно воскресенье дальше, то есть на 1 мая.
Однако проблема со сдвигом даты весеннего равноденствия (а, следовательно, и Пасхи) остается. В 1923 г. под председательством вселенского патриарха Мелентия состоялось собрание православных иерархов для обсуждения этого вопроса. В Советской России в это время уже был введен гражданский григорианский год (1 февраля 1918 г. было объявлено 14 февраля — так как накопилось уже 13 дней, а не 10, как было когда папа Григорий вводил свой календарь). Но патриарх Тихон был под домашним арестом и Русская православная церковь фактически участия в совещании не приняла.
На нем был предложен новоюлианский календарь: все праздники неподвижные (например, Рождество всегда 25 декабря) праздновать по григорианскому календарю, а все праздники привязанные к Пасхе — по юлианскому (NB: это не полное описание новоюлианского календаря, который только до примерно 2800 г. Р. Х. будет совпадать с григорианским календарем!) Несколько церквей — например, Русская, Сербская, Болгарская не согласились на это (Болгарская перешла на новоюлианский стиль в 1968 г.) и по сей день празднуют по старому (поэтому наше Рождество — 7 января по григорианскому календарю; отсюда и "старый новый год" 13-го января!) (Однако Православная Церковь Америки — OCA, Orthodox Church in America имеет приходы, живущие по новоюлианскому календарю — как и приходы, празднующие Рождество по старому стилю — например, наш собор Христа Спасителя в Торонто, собор в Монреале и др. Но ведь и приходы Русской Православной Церкви за рубежом по разрешению Св. Синода и до революции имели право использовать григорианский стиль!)
Благовещение, март 25.
Богоявление, январь 6.
Введение, ноябрь 21.
Воздвижение, сентябрь 14.
День нерукотворного образа, август 16.
День празднования казанской иконы богородицы июль 8 и октябрь 22.
День происхождения честных древ, август 1.
Ильин день, июль, 20.
Крещение, см. Богоявление.
Николин день весенний, мая 9.
Николин день осенний или зимний, декабрь 6.
Петров день, кончается петров пост, июня 29.
Покров, октябрь 1.
Преображение, август 6.
Рождество богородицы, октябрь 8.
Рождество Иисуса Христа, декабрь 25.
Семен день "летоначатца" или "летопроходца", сентябрь 1.
Сретение, февраль 2.
Успение (госпожин день), август 15.
Успенский пост с августа 1 до августа 15.
Филиппов день или фипиппово заговенье, ноябрь 14.
Филиппов или рождественский пост, с ноябрь 15 до декабря 25.
Юрьев день весенний, апрель 23.
Юрьев день осенний, ноябрь 26.
Своим указом от 20 декабря 1699 г. царь Петр I повелел 1 января 7208 г. (от сотворения мира) считать 1 января 1700 г. (и год начинать с января, а не с сентября).
В XIX веке царскому правительству неоднократно предлагали перейти на григорианский календарь, но безуспешно. В конце века была создана авторитетная комиссия богословов, представителей Св. Синода, историков, астрономов (в нее входили такие ученые как Менделеев и Болотов); но и она не нашла нужным рекомендовать изменение календаря.
Это неизбежно вело к двойному счету и даже к ошибкам (так, Л. Н. Толстой, приехав летом за границу, в дневнике записал: "2 августа. Два месяца почти не писал. Нынче 20 июля. Я в Киссингене." [Полн. собр. соч., М., 1952, т. 48, с. 25] Но 2 августа нового стиля приходилось на 21 июля старого!)
Совнарком повелел 1 февраля 1918 г. считать сразу 14 февраля 1918 г., силком переведя Россию на новый календарь.
После выяснения "Кто виноват?" исконное русское: "Что делать?"
Сразу же контрвопрос: а почему нужно что-то менять?
Один из аргументов "за" изменения — возможность "снять" вопрос, на который мне довольно часто доводилось отвечать: "Почему вы, христиане, празднуете день рождения Иисуса Христа в разные дни?!" В действительности, это не аргумент за изменение календаря, в любой культуре есть свои календари, и, следовательно, свои дни рождения.
Простой пример: пусть в один день — 25 декабря 1899 г. по григорианскому стилю в Париже и в Москве родился ребенок. Вместе ли они будут праздновать следующий день рождения?
У француза он придется на 25 декабря 1900 г.; у русского же нет: его юлианский день рождения был 13 декабря 1899 г. (в XIX в. разница была всего 12 дней!), следовательно, его следующий день рождения будет 13 декабря 1900 г. — то есть 26 (13 + 13) декабря по григорианскому стилю (простой григорианский 1900 был високосным юлианским 1900 годом.)
Еще большая разница будет, если возьмем ребенка в еврейской семье: 25 декабря 1899 г. — это 23 тевета 5660 г. иудейского календаря; следовательно, у него вовсе не будет следующего дня рождения в 1900 г. (он будет 23 тевета 5661г., то есть 14 января 1901 г.)!
Реальная проблема с юлианским календарем — перемещение Пасхи не на осень (сегодня в Бразилии и так празднуют Пасху осенью), а в смешении ее с Рождеством. И та же проблема с новоюлианским календарём.
Однако и григорианский с точки зрения церковной практики никак не лучше, "починить" его невозможно: расчет Пасхи в соответствии с ним ВСЕГДА ведет к возможности праздновать Пасху раньше или вместе с Песахом (здесь нет возможности подробно объяснять причину; вкратце: григорианский календарь в ПРИНЦИПЕ не учитывает так называемый цикл Метона, который лежит в основе расчета Пасхи по юлианскому календарю — а также в основе иудейского календаря.) Поэтому даже теоретически возможных удобных (неизбежно компромиссных, с которыми всегда "ревнители старины" будут не согласны) решений немного: только отказаться от старой формулы пасхалии. Тогда возможные варианты:
а/ Зафиксировать дату Пасхи (например, первое воскресенье мая по григорианскому календарю или последнее воскресенье апреля); в этом случае Пасха ВСЕГДА будет позже иудейской, положения Типикона нарушаться, как правило, не будут, и она никогда не сдвинется в сторону Рождества.
б/ Ввести новое правило в пасхалию, не отказываясь от григорианского календаря: ждать первое новолуние после весеннего равноденствия, затем уже первое полнолуние и первое воскресенье (если бы выполнялось это правило, католическая Пасха 2005 г. была вместе с православной 1 мая, ибо первое новолуние после 21 марта было именно 10 апреля!) В этом случае Пасха никогда не будет ранее Песаха, а правило 4/ Никейского собора будет гарантировать и несовпадение.
В любом случае не нужно устраивать религиозных войн из-за календаря: есть календари по каким-то причинам более удобные и менее; главное — делать, а не "когда делать." Календарь — это во многом удобство, и если нам удобно пользоваться таким календарем, так тому и быть.
Уже после моего доклада о пасхалии мне показали статью Л. ПЕРЕПЕЛКИНОЙ (Ludmila Perepiolkina, The Julian Calendar. A Thousand-Year Icon of Time in Russia. (в: " Orthodox Life." V. 45, #5, September-October, 1995, pp. 7-37.),) которая считает, что ничего менять вовсе не нужно, все и так хорошо; а те, кто рассчитывают пасхалии по-другому (католики и протестанты) или празднуют Рождество 25 декабря по новому стилю (некоторые православные церкви) — просто заблуждаются.
Это позиция "крайнего традиционализма" — она исходит из того, что
Согласиться с этим нельзя:
А/ То, что было верно в IV веке Р. Х. вполне может быть и неверным или неполным в XXI; причин тому много — меняется климат, меняется психика и самого человека; сама христианская жизнь послужила мощным катализатором изменений в системе ценностей и традиций, появления новых паттернов поведения (см. мою книгу) — и не учитывать этого нельзя. Знания людей IV в. (о конкретных природных или социальных процессах) могли быть ограниченными или просто наивными (достаточно посмотреть сегодня отдельные места трудов отцов церкви, в которых высказывались часто смелые и прогрессивные суждения, впоследствии не подтвержденные, измененные или уточненные...)
В IV веке Р. Х. никто не задумывался о смысле и последствиях постоянного запаздывания юлианского календаря по сравнению с астрономическими данными (смещения юлианского весеннего равноденствия с 22-22 марта на лето) — но из этого не следует, что его нет и мы его можем не принимать во внимание!
В/ "Традиционалисты" излагают эту точку зрения просто: раз и сегодня праздник Пасхи приходится на осень в южном полушарии (Австралия, Аргентина), то вовсе не страшно, если в результате постоянного сдвига Пасхи по юлианскому календарю Пасха перейдет на лето или даже на зиму (в северном полушарии). Главное — с чем, понятно, все согласны — мы празднуем, помним Крестный Путь и Воскресение Иисуса Христа.
Однако сегодня даже в пределах одной юрисдикции (например, OCA — Orthodox Church in America) некоторые церкви используют юлианский, а другие — григорианский /новоюлианский календарь; уже сама мысль, что один приход будет праздновать Рождество в тот день, когда соседний приход в том же городе празднует Пасху должна была бы ужаснуть автора такой идеи и всех её единомышленников...
Такая (пусть и набожная, и вполне традиционная позиция) ведет не только к полному разрыву и разобщению христианских церквей — имеются глубинные соображения, заставляющие считать, что Рождество Иисуса Христа ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРИХОДИЛОСЬ НА ПЕРИОД ЗИМНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ; следование юлианскому календарю уже сегодня сдвинуло Рождество на январь; через какое-то время оно уйдет на лето — полностью разрывая базальные сакральные связи мира (вскоре я опубликую здесь статью с объяснением этого: почему пророки рождаются в декабре, а не в июне...)
В начале мы уже говорили о том, что человека отличает от животных знание времени — то есть истории; а христианина от других — то, что он умеет отличать время от вечности.
Казалось бы, что нам тогда и время, и история? Ведь это всё земное, преходящее, а мы стремимся в ВЕЧНОСТЬ!
Ситуация, однако, куда как сложнее: вечность без времени (истории) не существует. Христианство всегда крайне трепетно относилось ко времени (Христианские тексты изначально давали указания на точное время — ср. Никео-Цареградский канон, где упоминается точная дата распятия и воскрешения: "при Понтийском Пилате" и "на третий день") Это история, переходящая в вечность.
Во-вторых, само слово ιστορία (история) означает рассказ, знание (буквально, "истор" — "очевидец"). Знание о чём? О нас. И главный вопрос: Зачем?
Без знания прошлого невозможно порой не сделать ошибки в настоящем, а эти ошибки могут оказаться решающими при оценке на Будущем Суде — грешники мы, или праведники. (ср.: в 1933 г. на выборах в Германии подавляющее большинство лютеран проголосовали за Гитлера — вряд ли это повысило их шансы на Страшном суде...)
Поэтому христианство и отдельный христианин должны продолжать отвечать не только на вечные вопросы (о душе, мире, будущем спасении) — но и на временны́е вопросы (читать или нет Гарри Поттера, бояться или нет утраты своей индивидуальности через Интернет, принимать участие в проектах клонировании человека или нет.)
Просто каждое поколение имеет свои вопросы и ждёт своих ответов…
Бикерман, Э., 1975. Хронология Древнего Мира. Ближний Восток и античность. Москва, ГРВЛ.
Болотов В. В., 1994. Лекции по истории древней церкви. Москва, Спасо-Преображенский Монастырь, тт. 1-4.
Каменцева, Е. И., 1960. Русская хронология. Москва, МГИАИ.
Молчанов, Борис, 1982. О православном календаре. The Calendar Question. Monastery Press, Montreal.
Чхартшвили, Александр (редактор-составитель), 2000. Календарный вопрос. М., Сретенский монастырь.
"Православная Русь" №3, 2001 г.
От редакции.
В 2001 году день празднования Пасхи у православных и инославных совпадает. В связи с этим мы нашли своевременным напомнить читателю о разнице пасхалий, а также Юлианского и Григорианского календарей.
Старый стиль, или календарь установлен в Римской Империи Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова, по указанию астронома Созигена, а новый стиль введен папою Римским Григорием XIII, в 1582 г. по Рождестве Христовом. Первый называется Юлианским, второй — Григорианским.
Реформа календаря заключается в том, что папа Григорий выбросил 10 дней из Юлианского календаря, распорядившись считать в 1582 году 5 октября 15-м октября.
Юлианский календарь заключает в себе 365 дней и 6 часов. Эти 6 часов каждый четвертый год составляют одни сутки, почему и получается високосный год в 366 дней.
По астрономическим вычислениям год имеет 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Лишние 11 минут 14 секунд по сравнению с годом Юлианского календаря составляют одни сутки в течении 128 лет (меньше на 2 минуты и 8 секунд). Отсюда происходит то, что разница Юлианского календаря с астрономическим годом незначительна. Поэтому ученые астрономы говорят: "счет больших периодов по Григорианскому календарю затруднительнее, чем по Юлианскому" (ср. "Энциклопедия Брокгауза и Эфрона"). А американский астроном Ньюкомб высказался даже за возвращение к Юлианскому календарю, как к простейшему (Там же).
Неточность Юлианского календаря с астрономическим годом такова, что один год накопляется только в 48 тысяч лет. Это такая ничтожная разница, в 1/48000, что не может иметь никакого значения для исторической, государственной и тем более религиозной жизни человечества.
Ко времени реформы Юлианского календаря папою Григорием, т.е. до 1582 г., накопилось лишних суток со дня введения его Юлием приблизительно 13 дней. Эти 13 дней папа Григорий должен был бы и отбросить, но он отбросил только 10 дней. Почему он так сделал? Потому, что он предполагал, что I Вселенский Собор, 325 г., лишние трое суток, которые накопились ко дню Собора со дня введения календаря, изъял из него, но Собор никаких лишних дней не отбрасывал, а принял Юлианский календарь таким, каким он был тогда. Со времени I Вселенского Собора, 325 г., и до времени реформы календаря папою Григорием, т.е. до 1582 г., накопилось лишних 10 дней. Эти 10 дней папа Григорий и отбросил.
Таким образом, I Вселенский Собор, 325 года, принял Юлианский календарь без изменения. Это он сделал не без основания.
Правило 7ое святых апостол определяет: "Если епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде времени с иудеями празднует, пусть будет извержен". Толкователь правил святых апостолов Зонара говорит: "Вся заповедь этого правила заключается в следующем: христианам должно праздновать Пасху не с иудеями, т. е., не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий этого священнослужитель должен быть извержен".
Согласно повествования Евангелия Христос воскрес после еврейской пасхи, наша же христианская Пасха установлена в воспоминание этого величайшего и спасительного события — Воскресения Христова. Вальсамон в толковании на это апостольское правило говорит: "Мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается иудейская пасха, а после нее, т. е. после того, как бывает весеннее равноденствие и после 14 числа первого месяца (марта), или (после) первой луны марта месяца в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдания и воскресение Христа" ("Правила свв. апостолов с толкованием").
Если же праздновать по новому календарю, то будет нарушение правил свв. апостол и канонов Святой Церкви Христовой. Так, по установлению Православной Церкви Пасха Христова должна быть не ранее 22 марта (по Юлианскому календарю) и не позднее 25 апреля. По новому будет: не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая. По старому календарю Благовещение должно быть не ранее четверга третьей недели Великого Поста, и не позднее среды Светлой седмицы. По новому же будет: не раньше пятницы первой седмицы Поста, и не позже — четверга шестой недели Поста. А праздник Святой Троицы по новому стилю может восходить до 26 июня, т.е. за три дня до Петра и Павла. Через это уничтожится Петровский Пост. В 1937 г., например, Петровские заговены придутся по новому календарю на 27 июня, и пост будет продолжаться всего один день. А в 1929 г. заговены были 30 июня на другой день после Петра и Павла, и Петровского поста не только не было, но один мясоед захватил другой.
К этому надо заметить, что еврейская пасха почти всегда приходится на страстной седмице по старому стилю. Таким образом, еврейское времясчисление, хотя ведется независимо от христианского времясчисления, однако почти всегда совпадает со старой пасхалией, принятой Христианской Церковью, и ныне соблюдаемой только Православием. У евреев пасха никогда не бывает после Пасхи по старой пасхалии. А это самое главное требование законов христианской пасхалии, которое явно нарушается новым стилем.
В астрономии до последнего времени принят старый стиль. ("Богослужебный вестник", Статья Глаголева "Суеверия в науке"),
Московский Всероссийский Собор 1917—18 гг. нашел новый стиль астрономически не нужным и исторически вредным.
Церкви, в лице своих представителей патриархов: Иерусалимского, Александрийского, Антиохийского и Собор русских заграничных иерархов, бывший в мае месяце 1923 г., определенно высказались против перехода на новый стиль.
В заключение приводим постановление Собора православных иерархов, бывшего в 1583 г., спустя год после введения нового календаря папою Григорием:
"Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желают следовать Григорианской пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить,да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и от собрания верных.
Вы же православные и благочестивые христиане пребывайте в том, чему научились, в чем родились и воспитались. И когда вызовет необходимость, — и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание.
Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог нам, и молитва нашей мерности да будет со всеми вами, Аминь.
Патриарх Константинопольский Иеремия,
патриарх Александрийский Сильвестр,
патриарх Иерусалимский Софроний,
и прочие архиереи Собора".
Е. И. ("Голос пастыря", Сан-Пауло, №4, 1935 г.)
В августе 2000 года Господь сподобил меня посетить Покровский Княжевский женский монастырь, находящийся в предместье Софии в Болгарии. Этот монастырь был основан по благословению архиепископа Серафима (Соболева) Ольгой Ливен (ныне здравствующая игумения Серафима) и Надеждой Ястребовой (впоследствии монахиня Серафима; +1998 г.). В 1968 г. в Болгарской Православной Церкви был введен новый календарный стиль. Клир и сестры Княжевского монастыря остались верны завету уже почившего к тому времени владыки Серафима — не принимать новый стиль, — и прекратили общение с официальными представителями БПЦ. В настоящее время Княжевский монастырь является центром Старостильной Болгарской Церкви, которую возглавляет Преосвященный Епископ Фотий Триадицкий.
Монастырь произвел на меня неизгладимое впечатление не только своей верностью истинному Православию, но и аскетическим устроением жизни. Отличительной и очень редкой в наше время чертой жизни Покровского монастыря является то, что сестры ежедневно приносят игумении исповедание помыслов. Это, а также принцип жительства по строгому послушанию является залогом духовного здоровья и преуспеяния сестер Покровской обители. Насельницы обители не разделены на группировки; все они составляют единую христианскую семью. Безусловно, сердцем монастыря является его многомудрая и смиренная матушка игумения. Поистине побывав в Княжево убеждаешься, что благочестие и истинная вера — неразделимы.
Матушка оказывает паломникам духовное гостеприимство. Она не любит тратить время на праздные разговоры, не касается и таких тем, как высокие молитвенные состояния, но с радостью делится своим опытом о том, как нужно бороться со страстями и каяться во грехах.
Во многочасовых беседах со мной мать Серафима уделяла особенное внимания теме верности неповрежденному Православию в наши апостасийные времена. Наряду с этим она подчеркивала, что крайности и страстность в деле отстаивания церковной истины — недопустимы. В связи с тем, что в 2001 году празднование Пасхи совпадает у православных, католиков и протестантов, мать Серафима высказывала справедливые предположения, что этим попытаются воспользоваться экуменисты для совместных молитв с инославными; что, конечно, недопустимо.
Я спросил мать Серафиму в чем она видит главную угрозу нового календаря и новой пасхалии. На это она ответила, что главная причина противостояния старостильников заключается в понимании того, что отступление от традиционных календаря и пасхалии есть этапы апостасии; что за этими шагами последуют новые, — и все сие в конечном итоге приведет к принятию антихриста и его лже-церкви, как Церкви истинной. Кроме того, игумения Серафима подчеркнула, что православная пасхалия была утверждена Вселенским Собором, поэтому и изменить ее могла бы только равная церковная инстанция. А то, что произошло в XX веке в связи с переходом части Православной Церкви на новый календарный стиль (а Финской Церкви и на новую пасхалию) нельзя назвать иначе, как намеренным расколом православных. В настоящее время игумения Серафима очень обезпокоена возможностью новых расколов в среде православных, особенно в среде тех, кто противостоит экуменизму и модернизму. По этому поводу она говорила в ходе нашей беседы: "Лишь бы держать единство и чистоту веры. Мы должны терпеть друг друга".
Мать Серафима просила, чтобы на страницах "Православной Руси" в 2001 году появились публикации, в которых был бы представлен традиционно-православный взгляд на григорианский календарь и западную пасхалию. Считая полезным для читателей предложенную матерью Серафимой тему редакция решила опубликовать выше напечатанную статью. Эта статья интересна также тем, что впервые она появилась на страницах журнала "Голос пастыря", который издавал епископ Феодосий Сан-Паульский (РПЦЗ) в Бразилии. В оригинале статья озаглавлена: "О новом и старом стиле или календаре."
Авторство данной статьи определить весьма затруднительно. Возможно, что ее написал какой-либо ревнитель православных пасхалии и календаря, живущий в русском зарубежье. Однако, в связи с подписью под статьей "Е. И." приходит на память имя известного борца против календарно-пасхальных нововведений, епископа Иннокентия Ладожского (Тихонов). Владыка Иннокентий поддерживал из России валаамских старостильников во время календарно-пасхальной смуты в Финляндии. Его обращение к валаамским инокам было помещено в 1926 году, в официальном печатном органе РПЦЗ "Церковные ведомости" (№№23, 24). Епископ Иннокентий был расстрелян в 1937 году. Вечная ему память.
Конечно, в начале 1930-х годов, когда была написана сия статья, связь с церковной эмиграцией из России была фактически невозможна. Поэтому вопрос об авторстве статьи остается открытым.
инок Всеволод, сотрудник редакции; Библиотека газеты "Златоуст"
На первую страницу сайта First page
Русский Индекс
English index
Вернуться к списку статей
Страничка создана 2005_05_05
Обновлена 2013_04_14
(C) Yuri Morozov, 1999-2018
Site "Sociodynamics"
http://sociodinamika.com