Дополнение 2008_08_23: Когда в конце XIX в. наказной атаман приехал в мою станицу (ст. Курганная, Кубань) уговаривать казаков построить на собственный кошт современную школу, круг заявил: "Нэ трэба!" И школу не построили: "Нема гро́шей! Це дило для попа!"

Через пару лет атаман приехал опять, но уже не один, с молодым казаком, который по окончании школы в Екатеринодаре (ныне Краснодар) выучился на учителя и сам преподаёт в одной из станиц. То есть атаман показал им казака, умевшего всё, что полагалось уметь среднему казаку — и плюс к тому умевшего писать, читать и учить! (А полагалось-то — много: в 15-16 лет на первом смотру молодой казак должен был участвовать и в джигитовке, и в выездке, и в рубке лозы, и в стрельбе на скаку, и уметь многое другое). Атаман так и сказал им: "Хотите, чтобы ваши дети оставались тёмными неучами? Мы казаки, а не мужики!"

Круг погуторил, подумал, почесал потылицу — и дал "гро́ши." Школа была построена, и я закончил её 10 класс — как прежде и мой отец, мать, дядя. Правда, первое здание было снесено наводнением: прежде, по весне, когда начиналось таяние снегов на Кавказе, Лаба свирепо разливалась — и смыла берег со школой и церковью. Новые построили уже далеко от берега.

Эту историю о "дешевых" и "дорогих" школах я вспомнил, когда в библиотеке Джона Кеннеди в Бостоне (Kennedy Library, Boston) прочёл его статью The Soft American (журнал "Sports Illustrated," Dec. 26, 1960). Он цитировал исследования докторов Крауса и Вебера (H. Krauss, S. Weber, Posture clinic of New-York Columbia Presbyterian Hospital), сравнивших физическую форму американский детей (4264 чел.) с их сверстниками из Австрии, Италии и Швейцарии (2870 чел.). Они провели по 6 тестов для проверки силы и гибкости. 57,9% американских детей не справились с одним или более тестами, в то время как европейские дети только 8,7%! Особенно плохо было с 5 тестами физической силы: 35,7% американцев не сдали один или более тест, европейцы — только 0,5%! (При этом сопоставляли-то с европейцами, где только-только экономика начала выправляться от последствий войны, где, казалось бы, дети должны были быть более слабыми и неподготовленными — по сравнению с не воевавшей Америкой).

Далее Кеннеди пишет, что в Йелльском университете (Yale University) в 1951 г. только 51% студентов сдали ежегодный тест общефизической подготовки (fitness test), в 1956 году это было только 43%, а в 1960 г. — всего 38%!

Зато школы "дешёвые"…

***

Эти изменения в системе обучения в Северной Америке привели заодно и коренному изменению психологии преподавателя, учащегося и учебной группы.

Нормальная ориентация школы и/или университета, существовавшая веками — приобретение знаний и навыков вместе с воспитанием учащегося. Тогда поведение учащегося оценивается в первую очередь по тому, насколько он успешен в обучении, освоении того, ради чего все остальные тратят здесь время и деньги. В таких условиях преподаватель, даже если он не испытывает личной симпатии к конкретному ученику, может достаточно высоко оценивать его за счёт его успехов в учёбе (хотя, конечно, все мы не ангелы и всегда были и будут личные, а может быть, и предвзятые отношения).

В любой учебной группе всегда были и будут как "формальная" структура отношений, так и "неформальная." Если первая выстраивается вокруг основной деятельности группы, то вторая связана с ней только опосредованно и может ей прямо противоречить. (Не случайно один из любимых вопросов мне во время занятий с учителями и профессурой был: "Что делать с неформальной группой и её неформальным лидером?") Североамериканская система образования практически полностью уничтожила исходную основную ориентацию на учение, тем самым уничтожив или ослабив формальную структуру. Если прежде хорошая учёба (или, по крайней мере, хорошее поведение и прилежание) поощрялись учителями, то теперь (примерно с 50-х годов) доминирует иной подход: "Старая школа тоталитарная, она затрудняет самовыражение, не поощряет творчество, требует заучивать много фактов и цифр, которые неизвестно когда понадобятся, а сегодня зато требуют времени, которое можно было бы посвятить развлечениям."

Таким образом, теперь каждый учащийся — сам себе голова, а следовательно, и авторитет; его мнение о том, сколько будет 2+2 становится интересным только ему самому.

Казалось бы, это хорошо! Твори, выдумывай, пробуй! Однако результаты были катастрофические: свой (пусть и неверный) вывод хорош тогда и только тогда, когда человек в нём уверен абсолютно. Когда же уверенности нет, то хорошо помогает знание того, что где-то кто-то когда-то уже доказал, что 2+2=4 или что "Волга впадает в Каспийское море." То есть нам, в силу особенностей нашей психики нужен постоянно "севрский платино-иридиевый эталонный метр": таблицы, доказательства, эксперименты. Если же все становятся "творческими," то доказательства исчезают, а уверенности не прибавляется; в среднем абсолютно уверены в своём результате либо глупцы, либо нахалы, либо знатоки — и это не более 10-15% всех учащихся. Неуверенные в себе (или просто честные) ищут психологическую поддержку. Раньше, в "тоталитарной" школе её находили в учебнике или у учителя, теперь же остаётся лишь своя неформальная группа. Так появились поколения, верные своей (часто воображаемой) группе. Результат:

Сцена: экзамен в колледже. Студент таинственно подзывает меня; скосив глаз на свою руку, как заправский шпион подмигивает, высовывает кончик записки. Я, как заправский шпион, молча беру записку, оглядываясь по сторонам, отползаю к своему столу, читаю: "Ю., все списывают!!!" С каменным лицом киваю, автор записки удовлетворённо откидывается назад, дело сделано, можно и отдохнуть, Родина тебя не забудет. Через несколько минут подзывает другой "доброволец." Всё повторяется снова…

***

Следующие задачи были даны СТУДЕНТАМ (то есть уже поступившим!) отделения химии университета Лойолы в Чикаго, 1997 г.:

1. Растворимость NaCl при комнатной температуре примерно 35 г/100 г воды. Сколько унций NaCl растворится в 1 литре воды? [1 фунт = 16 унций 1 фунт = 453.6 г; плотность воды = 1.00 г/ мл] Ответ : [12 унций в 1 литре]

2. Используя растворимость из примера 1, рассчитайте массу воды, необходимую, чтобы растворить 1 г NaCl. Ответ : [2,9 г]

Таких задач было им задано много, все они примерно для 4 класса нормальной школьной программы (задачи на пропорции); менее 50% студентов справились с тестом (то есть решили верно более 60% задач…)

(Английский текст задач здесь)

Дополнение 2011_06_22: Профессор школы бизнеса университета Йорк (Торонто) утверждает, что задачи на проценты хорошо понимают около 50% (!!!)студентов, специализирующихся по экономике и управлению. Среди студентов других специальностей того же университета только около 20% умеют решать задачи, связанные с процентами. Газета привела примеры задач:

1/. Вы продаёте дом, просите $500 тыс.; предложений нет, ваш агент предлагает снизить цену до $450 тыс. На сколько процентов уменьшится цена?
Варианты ответов:
a/ 10%
b/ 11%
c/ не изменится вовсе

2/. Вы собирались купить машину за $30 тыс, а купили за $45 тыс. Насколько больше вы отдали? Варианты ответов:
a/ 33%
b/ 45%
c/ 50%

3/. У вас была ссуда на квартиру 3% в год; на воторой год она увеличилась до 6% в год. На сколько она возросла? Варианты ответов:
a/ 3%
b/ 50%
c/ 100%

На первую страницу сайта  First page 
Русский Индекс English index
Вернуться к списку статей

Страничка создана 2008_10_05

Обновлена 2011_06_22