IV Почему социодинамика?

"The proper study of mankind is man"

Alexander Pope

"Смысл человека есть он сам."

Владимир Соловьев

Почему социодинамика? Простой ответ: чтобы корень ни в коем случае не стал мнимым.

Обычно о динамике говорят в более специфическом и узком контексте (например, достаточно часто её поминают, разбирая изменения в — чаще всего детской — психике, и называют её "психодинамика"; упоминают её и в связи с национальным характером — и тогда скорее всего имеют в виду социодинамику).

В классических науках о человеке и обществе (психологии, социальной психологии, социологии) мы, как правило, рассматриваем человека как данного, исходного, при этом ситуация "уплощается" и пространстве, и во времени.

Пространство: мы локализуем объект изучения в пределах Западной (Западноевропейской) культуры (и, в каком-то смысле и Восточноевропейской или Российской), напрочь отбрасывая всё то, что было найдено за их пределами (и что, откровенно говоря, было известно с самого начала — ср., напр., работы Бронислава Малиновского в начале XX века).

Время: мы локализуем объект изучения в определённой эпохе, считая, что за прошедшие 1-2 тысячелетия человек никак не изменился — как будто влияние христианства на славянские, германские и средиземноморские народы, ислама на народы Азии и Африки и буддизма в Азии не изменило ситуацию полностью.

Психика человека тем самым раздробляется на отдельные психические процессы, а психология — на отдельные специальности (инженерная психология, педагогическая психология, спортивная психология), и появляется соблазн только этим и заниматься.

Для меня же Социум — единое целое, в котором трудно (если не невозможно) выделить "процессы" и "состояния" (хотя мы это и делаем для того, чтобы хоть как-то сузить объект изучения); Социум — это реализация некоей структуры, в которой каждый человек принадлежит ему и находит свое место. Собственно говоря, интуитивно к этому рано или поздно приходили многие — можно вспомнить труд Н. Фёдорова об общем деле, работы Вернадского о ноосфере, Тейяра де Шардена о тангенциальной составляющей, group dynamics, социодинамику и социокультурную динамику Питирима Сорокина, идеи Курта Левина о поле, кросскультурную психологию, "нусодинамику" Франкля; собственно говоря, сюда же фактически относятся и отказ З. Фрейда от концентрации исключительно на когнитивных процессах и поиск вне них, и "архетипы" К.-Г. Юнга, и даже пассионарность Л. Гумилёва.

По этим причинам для меня социодинамика и психодинамика вполне взаимозаменяемы, а "динамика" включает в себя не только индивидуально-личностное развитие (особенно ребёнка), не только сумму индивидуальных мотивов или влечений, но и совокупность личностей, представленных как часть сложного процесса, в котором взаимодействие субъектов во времени и в пространстве порождает принципиально новую психосоциальную (социокультурную) среду, в которой предстоит действовать субъектам, и которая будет основой социальной деятельности в следующем акте взаимодействия. В силу особенностей моего образования и интересов мне пришлось обратить на это внимание довольно давно, хотя заниматься такой тематикой "вообще" не было ни желания, ни возможностей. Какие-то аспекты этой тематики были как-то отражены в диссертации, постепенно разрослись в серию докладов и книгу Пути России (модернизация неевропейских культур) , написанную со вполне определёнными целями. Здесь, на этом сайте, я предполагаю выставить эту книгу, некоторые статьи и новую книгу, посвящённые анализу различных проблем существования, развития и гибели Больших Социокультурных Групп (социокультурных общностей, СКО).

На первую страницу сайта  First page 
Русский Индекс English index
Вернуться к списку статей

Страничка создана 2007_03_05

Обновлена 2008_02_27