2015_01_01 С Новым Годом!
2015_01_02 2014 ещё аукнется нам, почти по поэту: "Год прошёл, не год — химера; сделанное полумера, что ж, наверное пора."
Если бы мне пару лет назад сказали, что на моей родине опять будет война — с применением танков и Катюш, что опять недобитые ребята из тех бункеров, в которые мы, пацаны, лазали в детстве, войдут во власть и опять будут маршировать с нацистским приветствием по тому самому Львову, где я в школу пошёл — я бы решил, что прогнозёр спятил.
И вот весь год прошёл в войне — а русские ( = российские) каналы, которые мы слушали, как по команде сменили темы и сутками начало обсуждать сталь важные темы, без которых, понятно, прожить простому русскому человеку где-нибудь в Заболоньи ну никак невозможно: "Что в условиях санкций делать-то будем без хамона? И как проживём без белона? И чем же заменить незаменимого Проктора вместе с Гэмблом?!" И в условиях войны раздался плач — и вряд ли Ярославны: "Жить как будем?"
Я тоже в панике, быстро обследую самого себя — и соседей по дому и городу — все сплошь WASP в 3-10 поколении: "Как часто вы белон или хамон покупаете? И где берёте? И почём? И как санкции на вас бы повлияли?"
Увы: мои соседи WASP о белоне и хамоне слышали далеко не все (так, процентов 5% навскидку, точной статистикой заниматься не хочу); Проктора покупают тогда и только тогда, когда есть скидки на него…
Тогда вопрос: чем новоявленные любители буржуазного счастья (ЭТО ЦИТАТА с РУССКОГО сайта Сноб!) отличаются от героев голливудского фильмеца Independence Day? Там ведь тоже налетели монстры-инопланетяне, а американцы бегают перед ракетами пришельцев с плакатами: "Пришельцы, мы вас любим!" (понятно, те их размазывают…)
Спрашивается, чего же мы ждём? Выбираем, как нас им вкуснее есть будет — всмятку или вкрутую?
2015_01_03 Нашёл ещё одного забытого, но талантливого русского писателя — Иван Наживин. Я никогда о нём ничего не слышал. Прочитал "единым духом" его роман Распутин — и охнул: он (а, значит, и другие) уже тогда, по крайней мере, в 12920-х, понял (или хотя бы почуял), что такое антикультура — и в чём причины грандиозного переворота в России. (Кстати, самого Григория Распутина в романе фактически нет; зато есть история и предыстория Февральского переворота и его второго, Октябрьского, издания). Главный герой романа размышляет:
"Толстой как-то заметил, что изобретение книгопечатания имело своим прямым следствием распространение невежества, его усиление. Люди прессы со смехом не раз повторяли эту, как они думали, шутку старика. Но это не было с его стороны шуткой, но наоборот, это были слова, серьезнее и тяжелее которых для нас трудно себе и представить, и нужно всю смешную самовлюбленность людей прессы, чтобы не понять тяжести и ужаса этих слов.
Да, если мы повнимательнее всмотримся в нашу литературу, в наши учебники для школ, а в особенности в наши газеты, затопляющие ежедневно наши города своим грязным, трухлявым потопом в ранние часы, когда вся земля должна бы молиться, то человек разумный и не совсем лишенный нравственного чутья не может не признать, что девяносто девять процентов всей этой запакощенной бумаги — пустая, жалкая, страшно вредная отрава… Достаточно посмотреть, как ведут себя эти светочи цивилизации в наше страшное время, чтобы понять весь ужас Гутенбергова изобретения. А борьба за власть, вся построенная на заведомой лжи, подлогах, клевете? А порнография? А популярные брошюрки, в миллионах экземпляров засоряющие собою нашу жизнь и внушающие своим читателям, что Бога нет и все очень просто произошло от обезьяны, а обезьяна от атома или электрона? Но главное, главное — газеты!..
Нет, нет, не просвещению, но невежеству главным образом служат эти многомиллионные рати свинцовых букв!
Война, в которой погибают теперь европейские народы, ужасна, но будущая война будет еще ужаснее. Недавно я читал у одного англичанина описание этой нашей будущей войны. Поведут ее главным образом, конечно, воздушные флоты, снабженные бомбами страшной силы. Собственно фронтов не будет — флоты эти понесут со скоростью двухсот верст в час смерть и разрушение сразу в тылы, в столицы врага, в его самые крупные и важные центры. Их величества, народные представители и газеты, начинающие и вдохновляющие теперь все войны, будут таким образом в будущем находиться под ударами войны наравне с простыми смертными, а не прятаться от ими же созданного и ими вызванного ужаса в прекрасном отдалении от него. Но, не дожидаясь неприятельских летчиков, все люди сердца, все люди разума, все, для кого человечность не пустой звук, должны принять самые решительные меры. Как только вспыхнет война, они должны не манифестировать, не исходить в бесплодных речах, а тотчас же организовать особые ударные отряды и динамитом смести с лица земли типографии газет, которые гонят своими статьями несчастные народы на взаимоистребление, сами оставаясь в глубоком тылу…
Бедный старый Гутенберг! Думал ли он когда-нибудь, что его изобретением завладеют дьяволы и обрушат на род человеческий столько ужасающих бедствий?! Вот еще яркий пример того, о чем я не раз уже писал на этих страницах: мы не можем предвидеть последствий наших поступков, и действия наши всегда дают результаты совсем не те, которых мы от них ожидаем. Если бы Гутенбергу приснился во сне наш современный газетный лист, то, конечно, добрый немец в ужасе сам разбил бы свой ужасный станок. Воевали и пакостили люди, конечно, и до Гутенберга, но все же невежество, лживость, подлость и кровопролития рода человеческого на ротационках увеличились в миллионы раз…
Нет, над толстовской шуткой умным людям подумать попристальнее не мешает…" (т. 2, гл. 7)
И насколько же были правы Толстой и Наживин: изобретение всё новых средств распространения дезы (радио, телевидение, ксероксы, факсы, мобильники, интернет) привели к вопиющему росту невежества. Да и то сказать: ну как при росте бестолковщины (то есть неразумности) могут использоваться "умные" (smartphones) телефоны?! За последние десятилетия доля часов в школьной программе на science в североамериканской школе уменьшилась минимум на 50%; а ведь им как попки следуют европейцы и русские… Человек, выученный по такой программе, вовсе не в состоянии мыслить smart — то есть разумно, логично.
Так, у меня в течение года барахлит кабельный интернет. Надоело вызывать мастера, пошёл разбираться сам; оказалось, что ящик на стене дома открылся (или его забыл очередной smarty закрыть); я сказал об этом технарям: "Ящик нужно закрыть, там набивается снег, повышается влажность, да и белки могут поселиться." Меня вежливо послали.
На днях интернет в очередной раз полностью рухнул; мастер, наконец, приехал — и обнаружил, что вначале в ящике поселились птицы, потом белки их попросили; видимо, во время потасовки за место в бельэтаже кабель развалили.
Ещё бы! Если вся информация ныне детьми (и до седых волос) получается из интернета и "умного" телефончика, что же удивляться? На шаг вперёд думать просто невозможно, телефончик не позволяет.
Об орфографии в интернете не говорю; но ведь раньше дикторы (особенно центральных каналов) пусть и безмозглые, но хотя бы русский литературно-нормативный язык знали. Теперь русское радио и телевидение блистают перлами: "пешеходизация" (о создании пешеходных дорожек в Москве); "музеизация" (о превращении бытового объекта в выставочный предмет); волатильность в их мозгах сочетается с транспарентностью. Смешались в кучу кони, люди, а также падежи, согласования, рода речи, английский с нижегородским…
В общем, "Ау, Зощенко! Молодая пешеход побежал на переход…"
2015_02_16 Капитализм просто разрушает всё. Ж. заказал реактор — по условиям задачи это должна быть ЗАМКНУТАЯ (!) сфера. После долгих проволочек прислали, наконец, нечто — где дно отстаёт от корпуса на полтора сантиметра! Ж. сказал исполнителям от этом — они немедленно предложили заложить дырку резиновой прокладкой. И это для химического реактора с крайне агрессивным содержимым и с высокой температурой!
Слава богу, что не предложили заклеить липкой лентой — любимым инструментом местных "мастеров," у которых руки не к тому месту приварены (длительное время в Канаде было крайне популярное шоу "Red-Green": главный герой всё, что не попадя ремонтировал этой лентой (включая ракету, коленвал и прочие металлические объекты)…
2015_03_03 У нас, русских, какое-то самобичевание в моде: "Ах, как у нас плохо! И плохо веками! У нас пьянь, грязь, а "у их там!" У нас лужи в центре Миргорода, а у них культуууууура! У них здоровый образ жизни, они едят свежие устрицы!!!"
Господа борцы за простое буржуазное счастье, оторвитесь от dumbphones, посмотрите вокруг: с каких пор ГМО стало "здоровым" питанием?
Но ведь не только сейчас многие параметры западной жизни вовсе "не здо́ровы" — а хорошо бы и историю посмотреть, не продажных писак, а авторов тех времён, когда посреди города Миргорода лужа была.
Сами же американцы и не скрывают, что их поселения без луж не обходились — рекомендую посмотреть голливудскую комедию Support уour local sheriff, где американцы даже слегка кокетничают этим: главный герой, пробегом из Нью-Йорка в Австралию попадает в дикий посёлок — где главная героиня дерётся в жуткой луже с такими же ковбоями как и она.
А вот и ещё свидетельство: Луи Буссенар в одном из своих многочисленных романов описывает американца конца XIX века:
"В десять лет он бежал из дома и стал жить на улице, подобно множеству других мальчишек, чья жизнь бесконечно тяжела, а порой и мучительна. Американский бой циничен и безжалостен, ему совершенно несвойственны благородство и великодушные порывы, которые отличают парижского гавроша. Уличный мальчишка-парижанин сообразителен, он умеет любить и ненавидеть, способен переживать минуты истинного вдохновения. Его внешний облик столь живописен, что вызывает восхищение. Этой своеобразной прелести его американский сверстник абсолютно лишен.
Боб рос, познавая различные профессии - большей частью весьма сомнительного свойства. В семнадцать лет он усвоил лишь те нравственные понятия, что исходят от полисмена или судьи. Он задыхался в бесконечной череде дней, требующих от него ежеминутных усилий, как физических, так и душевных, чувствуя себя диким зверем, загнанным в тесную клетку, и, подобно такому животному, жаждал свободы. В этой мечте заключалось его спасение. …
Таков был Боб Кеннеди. Не лучший и не худший среди себе подобных, он был способен порой на добрый поступок, однако не знал различий между своим и чужим, был груб, плохо воспитан - точнее, совсем не воспитан - и не признавал ничьих желаний, кроме своих собственных. Жизнь его проходила в чередовании изнурительного труда и чудовищных попоек, крайняя нищета сменялась периодами безумного расточительства.
Ему ничего не стоило убить человека. По здешнему выражению, он "продырявил" по меньшей мере восемь или десять человек. Что поделаешь, горячие головы! Да и невозможно разобраться, кто был прав, а кто виноват." (Адское ущелье, гл. 3)
Хотелось бы мне знать, где в Америке тогда был "цивилизатор"? И где он сейчас?
Похоже, любители хамона всё ещё верят в высокую цивилизованность Запада — забывая, что практически всё материальное богатство, что мы видим там — продукт ограбления других народов: африканцев в Африке, индейцев в Америке, индусов и китайцев в Азии. Но чтобы этим заниматься, нужно иметь особый склад ума и полное отсутствие совести. Буссенар и описывает такого деятеля (отрицательный герой романа, Лебёф):
"С виду добродушный и покладистый, приветливый и веселый, он ради выгоды не остановился бы перед убийством лучших друзей, уничтожением города или страны, истреблением целого народа - но при условии, что это не повлекло бы за собой излишнего риска. В случае опасности нормандская предусмотрительность всегда одерживала верх над индейской кровожадностью.
Живя среди людей доверчивых до простодушия, верующих до наивности, бескорыстных до самоотречения, он легко улавливал их в свои сети и обманывал без всяких усилий.
Именно поэтому ему удалось быстро сколотить начальный капитал: не составляло труда обирать отважных метисов, совершенно не испорченных цивилизацией. Они были доверчивыми ягнятами, сами приходили с просьбой остричь себя; безобидными птахами, подставляющими крылышки, чтобы он мог выщипать перья. Негодяй стал преуспевать, наживаясь любыми способами и держа это в тайне ото всех - возможно, и от собственной жены." (гл. 7)
Американец в описании Буссенара — большой бездельник, любитель поговорить и послушать:
Склонные ко всевозможным дискуссиям на политические, религиозные и экономические темы, американцы отличаются поразительной говорливостью, но при этом умеют и слушать. В любом местечке можно встретить записных ораторов, они произносят речи в салунах, на остановке трамвая или просто посреди улицы. Самое удивительное, что выступающий всегда находит доброжелательных слушателей.
Короче, привилегией или, лучше сказать, неотъемлемым правом говоруна любого пола является возможность нести любую дичь, не рискуя при этом угодить в кутузку или быть освистанным аудиторией. Наоборот, он неизменно встречает понимание и даже интерес сограждан.
Поэтому вооруженные налетчики, догадавшись, что к ним собираются обратиться с речью, насторожили уши. Истинные янки, они не могли поступить иначе, ведь любой разговор - это великолепный повод побездельничать." (гл. 8)
Хотелось бы знать, почему же такое же пролетарское (от слова лаццарони) поведение русских считается недостатком и отсталостью, а американцев чуть ли не доблестью и основой демократии? А ведь о засилье записных болтунов писал ещё Токвиль…
Похоже, что всё, что мы видели тогда и что сохранилось до сих пор — агрессия, носорожье злопамятство — объясняются условиями заселения Сев. Америки (да и Австралии тоже, где неприлично не иметь каторжника среди предков): туда попадали из Англии (а потом и из Европы) чаще всего здоровые, свирепые, но недалёкие и необразованные. Потому любимое развлечение — стрельба от бедра по всему, что движется, драка и выпивка:
"Спрашивать американцев, хотят ли они увидеть кровавую схватку, - это все равно как оскорбить римлянина периода упадка империи подозрением в равнодушии к сражениям гладиаторов." (гл. 8)
Такой человек даже не подозревает о том, что ещё есть на свете — и замечательно, умненькие торговцы всякой дрянью получали возможность сбыть залежалый, а то и просто запрещённый в Европе товар, да ещё и "наварить" на нём:
В Америке люди питаются прескверно. Это и едой-то назвать трудно: заглатывается невообразимая мешанина из несочетаемых между собой продуктов. Подобные, с позволения сказать, кушанья, оскорбляют вкус, бросают вызов кулинарной эстетике[116] и божественному гурманству. Вообразите себе ужасную мешанину из яичных желтков, водки, перца, сахарного песка, патоки, зернистой икры и рубленой ветчины! Или суп из устриц - консервированных! - сваренных в молоке - тоже консервированном! - вместе с салом, обжаренным на углях в печи, и маисовыми лепешками вместо хлеба! Поверишь, право, что все это готовится и съедается на пари пьяницами, абсолютно равнодушными к тому, что они глотают!" (гл. 6)
Стоит ли удивляться, что американской кухни просто не существует, когда слегка "продвинутый" американский англосакс хочет, наконец-то, чего-то чего-то отличающегося от bacon 'n eggs, он просто идёт к китайский или итальянский (а кое-где, как на Севере США и в Луизиане — и во французский) ресторан. А иначе как бы ещё можно было бы "впарить" ему junk-food типа Макдональдса? (В одном таком "сетевом "ресторане" продавщица никак не могла понять, почему я не могу решить — футовый сэндвич брать, или полуфутовый?!
И это не единственный роман, где Буссенар весьма нелестно описывает американца (см. с. 256, роман Сын парижанина, гл. 10): два молодых человека путешествуют по белу свету, американец, наследник миллионов своего папы, и француз. Познакомившись поближе, американец начал жалеть француза, который был неспособен "понять, даже представить себе роскошную жизнь миллиардеров… этот непрестанный трепет души и тел, отчаянную гонку за всевозможными удовольствиями безумное существование, одно воспоминание о котором опьяняет американца как добрый глоток шампанского extra dry!" Так и живём. И наши снобы (так называет американца его французский визави, не я) рассуждают примерно о том же (как знакомый наследник одного миллионера заявил мне: "Ну как же дружить со студентом Х., у него же всего лишь Самсунг, а у меня Apple!!!"
Остаётся и нам начать бегать по улице и кричать: "Пришельцы! Мы вас любим!"
2015_05_09 С днём победы!
В честь 70-тилетия её создан интернет-портал "подвиг народа" (podvignaroda.mil.ru), на котором я нашёл представление о награждении моего отца орденом Красной звезды (а также одной из медалей, остальные, видимо, пока не выставлены или данных не сохранилось). Я даже не уверен, что и сам отец это видел тогда. Да здравствует интернет!
На первую страницу сайта First page
Русский Индекс
English index
Вернуться к дневнику
Страничка создана 2015_01_01
Обновлена 2015_04_22
(C) Yuri Morozov, 1999-2018
Site "Sociodynamics"
http://sociodinamika.com