Саргон или Моисей?

“Первым семитским царем Вавилонии был Саргон Древний, живший около 2600 г. до н. э. Грозный завоеватель и деятельный строитель, он создал себе громкое имя, но имени своего собственного отца он, по-видимому, не знал. Так, по крайней мере, мы можем судить по надписи, вырезанной, как говорят, на одной из его статуй. Копия этой надписи была сделана в VIII в. до н. э. и хранилась в царской библиотеке Ассурбанипала [Ашшурбанипал] в Ниневии, где она была найдена уже в новейшее время. В этом документе царь следующим образом описывает свое происхождение:

Я Саргон, могущественный царь, царь Агаде.[1]
Моя мать простого звания, отца своего я не знал,
А брат моего отца живет в горах.
Мой город Азуриану лежит на берегу Евфрата.
Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила.
Она меня положила в тростниковую корзину и горной смолой закупорила мою дверь.
Она бросила меня в реку, река меня не потопила.
Река меня подняла и понесла к Акки, оросителю.
Акки, ороситель... вытащил меня,
Акки, ороситель, как своего сына.., воспитал меня,
Акки, ороситель, назначил меня своим садовником.
Когда я был садовником, богиня Иштар меня полюбила.
Я... четыре года управлял царством,
Я управлял черноголовыми народами, я властвовал над ними.
 

Этот рассказ о царе Саргоне, в младенчестве брошенном в реку в тростниковой корзине, вполне совпадает с библейским рассказом о младенце Моисее, оставленном на произвол судьбы в зарослях на берегу Нила. Принимая во внимание, что вавилонская легенда много старше еврейской, можно предположить, что авторы книги Исход создали свою версию по образцу вавилонского оригинала. Но в одинаковой степени возможно, что обе легенды как вавилонская, так и еврейская — совершенно независимо друг от друга выросли из одного общего корня —из народной фантазии.”[2]

Второй вариант того же рассказа: "16. Легенда о рождении Саргона I." (Легенда найдена в библиотеке Ассурбанипала. Крупные землевладельцы окружили своего ставленника Саргона ореолом.)

"Я Саргон, царь могучий, царь Аккада. Мать моя была женщиной, посвящённой богу, а отца своего я не знал … город мой Азупирану лежит на берегу Евфрата. Зачала меня моя мать, женщина, посвящённая богу, втайне родила меня, положила меня в тростниковую корзину, запечатала крышку смолой и отдала меня реке... Тогда подняла меня река, принесла меня к Акки-водоносу. Акки-водонос поднял меня, взял меня в сыновья и воспитал меня. Акки-водонос сделал меня своим садовником. И когда я был садовником, стал я угоден Иштарь … и достиг я царской власти. Черноголовыми [т. е. людьми — примеч. в книге Струве] проявил я. Могучие горы пробил я бронзовыми топорами. Я поднялся на верхние горы и прошёл сквозь нижние горы; приморскую страну [Южная Вавилония  — примеч. в книге Струве] трижды осаждал я."[3]]


[1] Первоначальное название г. Аккада.— С.Т.
[2] Фрезер 1985, с. 294.
[3] Древний мир в памятниках его письменности, ч. 1, № 28 (Струве 1936, т. 1, с. 42).

На первую страницу сайта  First page 
Русский Индекс English index
Вернуться к списку книг

Страничка создана 2008_07_12

Обновлена 2008_07_12