Этот "тест" поднимает большое число вопросов: существуют ли различия в мотивационной сфере у представителей разных наций и культур? Существуют ли различия в структуре группы и взаимодействия в ней? Что является важным, а что нет для людей данной нации? Существует ли "национальный характер" и что это такое? К сожалению, в повседневной практике "модернизации" и проведения реформ ответы на такие вопросы, как правило, рассматриваются как очевидные: "Ведь смог же Запад создать мощную экономику — почему не могут другие?!" И подспудно за таким ответом стоит вполне расистский подтекст: те, кто не смогли, те отсталые или неполноценные (а поэтому и разговор с ними короткий: освободите Жизненное Пространство).
Даже эти простые вопросы и ответы говорят о том, что психология людей, выросших в разных социокультурных условиях, резко отличается и что, скорее всего, бессмысленно ожидать, что модернизация или просто изменения в разных местах будут проходить одинаково (с чем, кстати, хорошо знакомы коммунисты, сначала пытавшиеся проводить свои реформы повсюду совершенно одинаково — и в конце концов смирившиеся с тем, что в Средней Азии и на Кавказе сохранились — пусть и слегка припудренные — всё те же старые нравы).
Основная цель данной работы — анализ социокультурных (межкультурных, межэтнических) различий и их влияния на социальное и экономическое развитие и формирование современного общества в соответствующем регионе ("культуре"). Причём это анализ не сиюминутный, не о том, вводить ли сегодня новый налог или отменять старый декрет; всем, кто собирается заниматься данной — кстати, абсолютно неблагодарной темой — нужно приготовиться к тому, что придётся заниматься вещами, за которые не платят и не хвалят; объект изучения — "культура" — складывается годами (правда, поломать её можно за одну дождливую Октябрьскую ночь…); поэтому ждать, что выводы такого исследования могут быть пригодны для игры на бирже или для выбора нового президента — бессмысленно. Такой анализ — как карта: когда стоишь на перекрёстке, она нужна, желательно подробная; когда же дорога уже (налево или прямо) выбрана, дальше многое уже предрешено — и те, кто карту готовили под дождём и снегом, уже забыты. (О них, правда, могут вспомнить, если дорога обозначена, а на деле её нет…)
Основной её вывод — специфическая социокультурная общность порождает специфические же социально-экономические механизмы. Их имеется три вида:
— адаптация к окружающему миру (Адаптационная Деятельность, АД);
— интеграция совместных усилий (Интеграционная Деятельность, ИД);
— а также развитие системы (Креативная Деятельность).
Без изучения этих механизмов проводимые "перестройки" дают совершенно неожиданные (а зачастую прямо противоположные ожидаемым) результаты.
Зная эти механизмы, можно говорить о возможностях "модернизации" неевропейских стран, о достоинствах и ограничениях европейской и японской модели и о прогнозировании будущего.
Для такого анализа требуются специфические средства. Если Вас, уважаемый читатель, не напугала цель и не оттолкнули выводы, Вам, чтобы ознакомиться с их обоснованием, придётся вместе со мной погрузиться в самые разные сферы — психологию народов, экономику и управление, историю разных стран и целых регионов.
Если Вы психолог, Вам, может быть небезынтересно будет узнать о том, что изучаемые Вани психологические конструкты очень часто отсутствуют других культурах или модифицированы в них до неузнаваемости.
Если Вы экономист или историк, Вы, возможно, впервые узнаете о том, что многие экономические категории, столь знакомые в Европе, либо вовсе отсутствовали и отсутствуют в других регионах, либо приобрели там совершенно иной смысл и значение для людей других культур.
А если же Вы все это знаете и для Вас нет ничего в этом нового почему же Вы об этом молчите и до сих пор ничего не написали?!
Немного о терминах
В данной работе термины "культура", "этнос," "нация," "национальная психология" и ряд других используются (в тех случаях, когда это не мешает пониманию смысла) синонимично — за исключением особо оговоренных случаев. Для краткости мы будем употреблять сокращение "СК-" для слова "социокультурные" (например: СК-различия, СК-общность, чаще CKО и так далее) В частности, мы будем употреблять сокращения типа ЕСКО (для Европейская Социокультурная общность — и даже Европейская культура — имея в виду западноевропейскую — в отличие от восточноевропейской или славянской или просто Российской СКО) и ДВСКО (для сокращения "Дальневосточная Социокультурная общность, или Дальневосточная СКО — имея просто в виду "китайскую" СКО, в которую входят не только Китай, но и Япония, Корея, Вьетнам). В тексте будут введены и другие сокращения.
<<< предыдущая — ОГЛАВЛЕНИЕ — следующая >>>
На первую страницу сайта First
page
Русский Индекс English index
Вернуться к оглавлению книги
Страничка создана 2009_02_25
Обновлена 2009_02_26
(C) Yuri Morozov, 1999-2018
Site "Sociodynamics"
http://sociodinamika.com