Чтобы понять специфику модернизации Японии после II мировой войны, полезно сравнить психологию американца с психологией японца.
Основную формулу поведения американца можно выразить так: "Я хочу быть свободным в своем выборе, чтобы сделать хорошо то, что другие полагают правильным." [McClelland 1982, pp. З-8]
В этой формуле "Я" — значит ориентация на себя, а не на группу; "свобода выбора" — важнейшая ценность для американцев; "сделать хорошо" — ориентация на самореализацию и деятельность, а не на процесс, и доведение её до конца. В данной формуле важен конец: "то, что другие полагают" — необходимость учета мнения других, индивидуализм должен быть как-то ограничен. Поэтому ребенка с детства приучают обращать внимание на то, что думают и делают другие, и учат подчиняться общему мнению (см. в табл. 04_01): свобода выбора и стремление к индивидуальному совершенству вели к освобождению от подчинения церковной иерархии; поэтому необходим был специальный механизм, чтобы сдержать анархию, один из элементов его — мнение старейшин. Так же функционирует правительство: "я волен его выбрать, но и оно существует для того, чтобы помочь мне выполнить мои функции." Для этого гражданина необходимо обучить принимать мнение окружающих во внимание. США заселялись иммигрантами, ценившими свободу, полученную в новой стране после угнетения на родине. Здесь они обнаружили, что их оценивают не за их прошлое, а за то, что они могут сделать, чтобы помочь укротить дикую страну; для этого было необходимо понимать, что делают другие, чтобы знать, как себя вести в новой обстановке.
Источники: | "ФОРМУЛА ЦЕННОСТЕЙ" | ||
---|---|---|---|
"Я хочу быть свободным в своем выборе, … [свобода] |
…чтобы сделать хорошо то, … [действие или ориентация на завершение] |
…что другие полагают правильным." [ориентация на мнение других] | |
Протестантизм: | Священником может быть любой верующий; | Индивидуальное совершенство как доказательство избранности; | Совет старейшин (принцип консенсуса у квакеров); |
Политика: | "Один человек - один голос"; | Правительство действует так, чтобы помочь индивидууму поступать хорошо; | Правление большинства, демократия; |
История (иммиграция): | Бегство к свободе от притеснений в Европе; | Главное - это то, что ты можешь делать в новой стране, а не твои [религиозные] идеи; | Новички должны изучать новые нормы с помощью других (ориентация на старейшин-англосаксов); |
Средства массовой информации: | Свобода прессы; | Разоблачение тех, что поступает плохо, разъяснение того, как поступать хорошо; | Разъяснение того, как надо поступать; |
Семья: | Центрирована на детях; не авторитарна; | "Подтолкни," чтобы помочь ребенку в завершении его работы; | Важны желания и родителей, и детей; |
Образование: | Самоактуализация; движение за прогрессивное образование; | Акцент на адаптивные навыки; профессиональное образование; | Поддержка групповой деятельности (клубы, спорт, бойскауты); |
Психологические свидетельства: | Свобода - для американца важнейшая ценность; | Чувство "завершения" [accomplishment] - среди пяти самых важных ценностей у американцев; | "Широта взгляда," [broadmindedness] терпимость [tolerance] — четвёртый ранг по важности ценностей. |
[Источники: McClelland 1982, p. 3-8; психологические свидетельства — Rokeach 1968]
В таблице 04_01 важность "средств массовой информации" объясняется необходимостью иметь данные о том, что происходит вокруг: они нужны, чтобы иметь возможность свободно выбирать своё поведение. [McClelland 1982, p. 5]
Центрация на детях определена целями воспитания: нужно повысить шансы ребёнка преуспеть в новом мире (а не просто передать ему традиции). Но чтобы бороться с проявлениями индивидуализма во время обучения, нужно постоянно демонстрировать важность родителей и "значимых других" — ребёнок должен помнить о них, принимая решения о том, что надо сделать в данной ситуации. Система образования поддерживает эти ценности; средний американский студент-мужчина в колледже вовлечен в пять различных видов групповой деятельности по сравнению с одной у немецкого студента. "Такая групповая деятельность кажется идеально приспособленной для обучения ребенка тому, как быть чувствительным к мнениям и нуждам и других людей; их индивидуальные желания могут быть приняты во внимание и интегрированы с желаниями других людей."
[McClelland 1982, p. 5] Такая "Основная жизненная формула" проявляется в различных поведенческих паттернах и установках.
Основные ценности США в эпоху создания страны — протестантские (пуританские): самоотречение во имя лучшего будущего; усердный труд как добродетель; ханжество в сексуальных вопросах; приверженность к традиционным образцам. Они, однако, частично обесценились, вместо них на первое место вышли стремление к "самовыражению" и "самоутверждение."
Американец очень прагматичен и деловит; он постоянно мечтает об индивидуальном финансовом успехе. Он достаточно доверчив и наивен — недаром бестселлерами являются книги с многочисленными "советами" ("Как похудеть," "Как сделать миллион" и пр.) Приёмы очаровательного проходимца Энди Такера, описанные О'Генри — эликсир "Долгая жизнь" или снадобье "Сила ума" до сих пор успешны; поэтому же столь распространены гадалки и гороскопы.
Американцы очень патриотичны и миролюбивы, для них очень важен оптимизм (особенно у руководителя) — сумев убедить американцев в том, что "не всё так плохо как кажется, а если и плохо, то решение найдётся," Р. Рейган победил Дж. Картера. Отчасти поэтому они любят "счастливые концы" в кинофильмах и книгах.
Индивидуальная свобода, примат личности над группой находят свое выражение в разных сферах, хотя это и проявляется порой в странных, на наш взгляд, формах. Так, например, если какой-нибудь индивидуальный изобретатель предлагает фирме свое изобретение, её секретариат немедленно отсылает письмо обратно, не показывая своим специалистам. В эхом случае фирму невозможно обвинить в краже изобретения, ибо опыт судебных исков показывает, что присяжные заседатели (обычно из числа средних американцев) склонны выносить решение против крупной компании ("у неё денег и так много, и она могла бы без ущерба для себя заплатить 1 млн. долларов какому-нибудь бедняге-изобретателю"), а не против изобретателя — даже если все факты и законы против него. [Бержье 1971, с. 109-110] Это своё специфическое представление о социальной справедливости демонстрирует примат личности над группой; однако оно же (в сочетании с борьбой с промышленным шпионажем) привело к отказу от использования в США изобретений одиночек. В других случаях присяжные полностью оправдывали владельца фирмы, применившего для защиты своих секретов побои или оружие: владелец — полный хозяин своего "дела."
Даже в критических ситуациях индивидуум — на первом месте; описывая поведение американцев в плену К. Воннегут отмечал: "…не ищите у них братской любви даже между братьями. Никакого контакта между отдельными личностями тут ожидать не приходится. Каждый из них будет вести себя как капризный ребенок и думать, что лучше бы ему умереть. [В плену] … везде американцев считали самыми большими нытиками, самыми недружелюбными, самыми грязными из всех военнопленных. Они презирали любого из своей среды, кого бы не назначили старшим, отказывались подчиняться ему по той причине, что он ничуть не лучше них и пусть не задаётся..."
[К. Воннегут, Бойня №5. М., Худ. лит. 1978, с. 117]
Японец | Американец |
---|---|
1. Стремление к групповой принадлежности, отказ от выделения себя из группы, наличие большого количества разных групп, (по происхождению из одной местности, по обучению в одной школе, на курсах, в колледже и др.); взаимозависимость. | 1. Стремление к независимости, индивидуализация в сочетании со стремлением участвовать (на основе своего свободного индивидуального выбора) в многочисленных группах (кружках, объединениях, коалициях и пр.) |
2. Гармония как основа существования группы: чтобы достичь ее, человек должен подчиняться группе ("человек для группы"). | 2. Общество в целом и любая группа в частности существуют для того, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей индивида ("группа для человека"): возможность и стремление в любой момент выйти из группы. |
3. Послушание, подчиненность группе, чинопочитание; стремление выполнить свой долг и обязанности, накладываемые группой; повышенная чувствительность к критике, наказанию и награде, идущих от группы (быть высмеянным страшнее, чем быть оштрафованным), самодисциплина и подчинение. | 3. Самостоятельное принятие решений в случае возникающих проблем. |
4. Культурный герой: ронин, *) всю жизнь посвятивший мести за смерть главы своего клана (совместно с группой таких же вассалов-ронинов). | 4. Культурный герой: шериф на Диком Западе, в одиночку совершающий подвиг; следовательно, от него ждут помощи, справедливости, решения всех проблем. |
5. Все люди в основе своей не равны: каждый человек имеет свое место в существующей иерархии. | 5. Все люди созданы равными (даже если впоследствии в чем-то проявиться неравенство). |
6. Нетерпимость к отклонению от групповых стандартов поведения. | 6. Разнообразие мнений ожидается и приветствуется. |
7. Ориентация в первую очередь на общенациональные нормы поведения и ценности | 7. Ориентация на мнение ближайшего окружения при подчеркивании самостоятельности выбора даже при прямом явном подражании образцу. |
8. Строгое уважение к старшим по возрасту и положению, опосредованность индивидуального поведения положением в группе. | 8. Фамильярность, панибратство, непосредственность поведения. |
9. Человек должен исполнить свой долг; его долг — движение вперед. | 9. Активный жизненный оптимизм, всякая проблема может быть решена, если только применить соответствующие средства (поговорка "невозможное обойдется вам немного дороже" — "impossible will cost you more"), вера в то, что цель оправдывает средства, использование количественных оценок деятельности. |
10. Интуитивизм, эмоции и интуиция предпочтительнее рассудка (ибо "рассудочен тот, кто корыстен"); самодисциплина и подчинение, целеустремленность, настойчивость в обучении. | 10. Рационализм, рассудок предпочитается эмоциям; эффективность, ориентация на новое, самореализация. |
11. Спокойное естественное отношение к смерти и жизни. | 11. Резко отрицательное отношение к смерти, активная неприязнь. |
12. Наиболее важные ценности: руководство со стороны единственного руководителя, единообразие в конкретном определённом статусе, индивидуальный консерватизм не рассматривается как отрицательное явление, следование конвенциональным нормам и традициям, верность семье, статус, престиж, "лицо"; (материальные блага оцениваются крайне низко, говорить них считается дурным тоном). | 12. Наиболее важные ценности: свобода, индивидуальная независимость, индивидуальная ответственность, доведение дела до конца, конкурентность, экономический ранг, общественное равенство, материальные блага, комфорт. |
13. Членство в общенациональной "семье" — обществе — влечёт за собой некоторые обязанности и долг. | 13. Граждане имеют свободу и некоторые неотъемлемые права. |
14. Преобладание ориентации на сотрудничество. | 14. Преобладание ориентации на задачу и профессионализм — поэтому в организации работник стремится искать безопасность. |
15. В воспитании детей главное внимание – развитие прилежания. | 15. В воспитании детей главное — развитие способностей. |
16. Комплекс превосходства над другими нациями: можно заимствовать всё, что угодно у других без стыда за свою отсталость. | 16. Комплекс превосходства над другими нациями: можно заимствовать всё, что угодно у других без стыда за свою отсталость. |
17. Главное — зрелость суждений, нет идеализации детства и юности. | 17. "Счастливое детство" как идеал; "зрелость" и старость принимаются как неизбежное зло. |
18. В воспитании детей главное, чтобы они были послушными, кроткими, добрыми, великодушными, весёлыми, упорными и трудолюбивыми, ответственными, знали хорошие манеры, умели быть точными и опрятными. | 18. В воспитании детей главное, чтобы они были "полезными другим людям," добродушными, общительными, ответственными, понимающими, что хорошо, а что плохо. |
19. Цель воспитания детей — обучение этике и морали. | 19. Цель воспитания детей — приобретение знаний. |
20. Причина выбора профессий: необходимость отблагодарить родителей и других членов семьи за проявленную ими заботу и любовь, обеспечить их старость; желание благополучия и процветания своей страны. | 20. Причина выбора профессий: желание наилучшим образом проявить свои способности и иметь хорошее материальное обеспечение. |
[Источники: Long, Seo 1977; Sloan Man. Rev., 1981, v. 23, #1; McClelland 1982; Columbia J. of World Bus., 1977, v. 12, #3; Пронников, Ладанов 1983, сс. 243, 244, 239, 134]
*) Старинная японская легенда: вождь 49 ронинов (бродячих воинов-дворян) был предательски убит. Похоронив его, они поклялись всю жизнь искать врага и отомстить. Через много лет они нашли его и убили. Однако они обязаны были тут же совершить харакири (сэппуку-суру) во имя чести. Причина: они попали в ситуацию экспериментального невроза. У них было две взаимно-противоречивых команды: они обязаны найти и убить врага своего господина; однако как оказалось, враг являлся в то же время родственником божественного ТЭННО-императора, и тем самым их же господином! Они нарушили первую заповедь ронина — верность господину и её же исполнили. И по сей день сохранилась их коллективная могила, где они были похоронены с почестями — в отличие от их врага (он потерял своё лицо, убив предательски их господина). НАЗАД
<<< предыдущая — ОГЛАВЛЕНИЕ — следующая >>>
На первую страницу сайта First page
Русский Индекс
English index
Вернуться к оглавлению книги
Страничка создана 2009_02_22
Обновлена 2010_11_17
(C) Yuri Morozov, 1999-2018
Site "Sociodynamics"
http://sociodinamika.com