20180319 весь текст вставлен в гл. 6 в хвост

Сводка основных особенностей японцев, немцев и американцев

В таблице даны психологические особенности японцев, немцев и американцев;  сравниваются их подготовка, методы воспитания (дисциплинирования), агрессивность, эмоциональные реакции, наказания, образование и саморазвитие, взятая из учебника К. Янга. Таблица (как и вся книга) отражает главное направление в психологии того времени — психоанализ, да ещё в его совершенно ортодоксальной форме — отсюда и странности терминологии. Данная книга была подготовлена автором во время Второй мировой войны и это определило его выбор для сравнения.*) В последующие годы в дополнительной колонке стояли бы аналогичные особенности русских…

Таблица 1 Таблица 06_02 Сводка основных психологических особенностей японцев, немцев и американцев, описанных американскими психологами после Второй Мировой войны
  Японцы Немцы Американцы
1 2 3 4
А. Природа социальной организации Современная культура является смесью средневековых и современных (индустриальных) черт. Жёсткая, негибкая классовая структура со многими заимствованиями из "массового общества." †)

Силён всё ещё миф о божественной власти императора; некоторые  парламентские формы; мало либерализма; сильное централизованное государство при доминировании военных.

Экономическая система — смесь промышленного производства, капитализма и лэндлордизма §) со значительными элементами государственного контроля.

Религия — смесь наивного синтоизма, поклонения императору и буддизма.

 
Сильна патриархальная семья, тесно связанная с поклонением императору.
Высоко индустриализированная современная культура, в которой, однако, демократическое парламентское правительство никогда не было глубоко интегрировано в старую культуру, унаследованную от средних веков.

Государство (правительство) и общество считаются синонимами.

Экономическая система никогда не была столь же свободной от государственного вмешательства, как это было в Англии; значительные пережитки меркантилистской практики. Хотя вполне подвижная и мобильная, в целом классовая система состоит из аристократии (юнкерство и военные), богатой и мелкой буржуазии (серьёзно деморализованных Первой мировой войной) и рабочего класса.

 Религия — в основном католики и лютеране.

Сильна авторитарная и патриархальная семья; уважение к власти легко переносится на централизованное государство, олицетворённого в Императоре или Фюрере.

Предпочтение отдаётся мужским, агрессивным паттернам поведения, которые сбалансированы некоторыми женственными, мазохистическими, романтическими паттернами. 
Сильный индивидуализм, вера в идущие от Бога права человека, в сочетании с неглубоким чувством морального долга или ответственности перед общиной или государством.

Экономическая система — laissez-faire капитализм, модифицированный некоторыми протекционистскими и контрольными мерами государства. Индустриализация идёт быстро, но не сопровождается промышленным развитием в сельском хозяйстве.

Открытая классовая система с акцентом на личное соперничество для продвижения вверх; часто заканчивается сильным разочарованием и цинизмом, когда цели недостижимы. Высокие моральные и правовые стандарты — однако чрезмерно часто нарушаемые на практике. Имеется разрыв между демократическим христианским идеализмом и откровенными экономическими и политическими действиями для обеспечение личного успеха.

Религия: католики, большое количество различных протестантских церквей; много иудаистов.
Б. Базовые обычаи. Жёсткая тренировка; акцент на регулярности, но с некоторыми материнскими поблажками в ранний период; позже жестокий контроль. Достаточно жёсткое и регулярное воспитание, подкрепляемое наказаниями, которые, в свою очередь смягчаются материнскими поблажками и сентиментальностью. Школы, клубы, различные формы обучения взрослых (особенно военные и бюрократические) продолжают традиции жесточайшей дисциплины. Различные методы воспитания и не очень жёсткого контроля, в которых сильны материнская власть и влияние; на практике отцовский авторитет не очень заметен.♮)  Дисциплина в сочетании с значительной эмоциональной снисходительностью.
Б1. Воспитание и степень негибкости в воспитании      
а. Кормление Снисходительное; детей перекармливают, часто даже заставляют есть. Обычно на регулярной основе, но возможны отклонения. Подчёркивается регулярность, но на деле значительные отклонения.**)
б. Отнятие от груди Постепенное, между вторым и третьим годом. Обычно постепенное, но возможны отклонения. Обычно в первый год, но постепенно и со значительными вариациями.
в. Правила личной гигиены Воспитание чистоты и контроля за сфинктером начинается очень рано; большой акцент  на навыки дефекации. Обычно постепенно, но с мягкими наказаниями за нарушения; обычно акцент на регулярность и чистоту, но возможны отклонения. Значительные отклонения в степени суровости наказания, но чистота навязывается.
г. Ходьба Постепенно, но с осторожностью; специальное обучение против травм во время движения по дому (и специальное обучение сидению‡)). Обычно на второй год и постепенно. Обычно на второй год и постепенно.
Б2. Агрессия-фрустрация; реакции гнева и страха. Незначительные эмоциональные всплески против воспитания; но с третьего-четвёртого года и далее мальчики поощряются в открытой агрессии, против матери и особенно против сестёр. Девочки воспитываются в покорности и пассивности. Ранние страхи, связанные с падением вниз и травмами. Некоторое количество эмоциональных всплесков против жёсткого воспитания, которые наказываются и подавляются; агрессия против дисциплины, особенно отцовской, обычно подавляется и впоследствии переносится на внешние группы (напр., на другие классы, на врагов государства или народа). Соперничество между братьями и сёстрами очень сильное; мальчики поощряются к агрессии, девочки — к более покорному поведению и выполнению домашних ролей. Агрессия и конкуренция поощряются; соперничество братьев и сестёр очень сильное; впоследствии переносится на другие группы и межличностные отношения. Конфликтная и конкурентная агрессия впоследствии канализируется в разные виды внутригрупповой борьбы (профессиональной, или в бизнесе).
Б3. Любовь, симпатия, снисходительность, кооперация. Большая снисходительность к младенцу, который получает в семье большое внимания и со стороны родителей, и со стороны братьев и сестёр. Девочек специально тренируют демонстрировать заботу и внимание; мальчики быстро приучаются к сдержанным паттернам поведения во время демонстрации внимания, которое быстро замещается агрессией. Высокая степень верности семье. Любовь и снисходительность со стороны матери и других женщин призваны сбалансировать более жёсткие аспекты мужской дисциплины. Безразличие к отцовской власти, поскольку есть значительная привязанность к отцу. Есть определённая степень безразличия к материнской привязанности в форме исчезновения ранней привязанности и сопротивления женской любви. Мальчики поощряются следовать отцовскому патернализму; девочки — материнской покладистости и вниманию. Позднее появляется странная смесь романтичности, любви к природе и пр. умеренным качествам — и агрессия, жестокость и насилие. Большая любовь и снисходительность, особенно в раннем возрасте. Однако межличностные привязанности сбалансированы с раннего детства соперничеством. Открытое проявление сексуальности строго запрещено. Подчёркивается необходимость кооперации — по крайней мере, с ближайшими родственниками, но кооперация поощряется гораздо меньше, чем выгоды от успешной межличностной конкуренции.
Б4. Санкции и моральный контроль; рост "морального Я" Одно из ранних наказаний — высмеивание; сопровождается иногда и физическим наказанием. Высмеивание представителями другой группы ведёт к отвержению своей собственной группой. Позднее чувства стыда и вины формируются как защита собственного статуса или "лица." Чёткое осознание угрозы потери уважения со стороны других. Никакого чувства вины по отношению к сексу. Отцовское доминирование и контроль естественным образом перерастают в суровое  по-сержантски воспитание. Сильное чувство иерархии и власти: подчинение вышестоящим, дисциплинирование нижестоящих. Наказание извне постепенно интернализуется как чувство стыда и вины; они ассоциируются как со статусом и успехом, так и с определёнными группами (такими как семья, школа, класс, профсоюз, офицерский корпус, профессия). Признание власти одних балансируется стремлением властвовать над другими. Отцовское доминирование в теории в существенной мере модифицируется ролью матери, которая предполагает и дисциплинирование, и снисходительность. Внешнее наказание — через морально-этические нормы и законы; но скоро оно интернализуется как чувство стыда и вины. Источником неудачи обычно считается личная некомпетентность, что отражает акцент на личную компетентность и личный статус.
Б5. Базовое образование: знания и навыки Полное подчинение патриархальным властям. Свирепый тренинг статуса (то же верно и для вежливости, подчинения, уважения к священным символам и власти). С раннего возраста мальчики приучаются к агрессивным ролям; девочки — к пассивным. Обучение посвящено приобретению навыков ручного труда и умению видеть прекрасное. Кране большой акцент на необходимость знать всё на свете (это связано с чувством незащищённости). Ранее образование  жестокое и авторитарное. Поощряется высокая специализация. Большой акцент на книжное обучение, на мистическую идентификацию с группой (особенно с расой, общиной и государством). Моральный кодекс в явной форме связан с внутригрупповым поощрением. Глубоко укоренена чувство национальной солидарности. Ранее образование крайне мягкое; не подстёгивает к взрослости. Приобретается защитная окраска с помощью многоречивости и пустословия. Подчёркивается важность специальных знаний и навыков, помогающих в конкуренции. Умение делать деньги и другие внешние символы успеха крайне высоко вознаграждаются. В то же время большой акцент делается на христианской любви, симпатии и благотворительности.
Б6. Рост "Я" (эго); самоутверждение, гордость. Личные цели, достижения.  Эмоциональная безопасность. Права и обязанности. Скорость взросления. Большой акцент на конформизм, на создание для себя устойчивой, неизменной Вселенной. Главная забота — иметь статус; большие опасения насмешки, издевательства и потери престижа. Мальчики и мужчины поощряются демонстрировать самоуверенность, гордость и агрессию; девочки и женщины — показывать пассивность и миролюбие. Цели определяются семьёй, классом и государством. Малая идентификация себя с группами вне собственной нации. Неуверенность проистекает от потери лица или статуса. Безразличие демонстрируется в вежливости, социальных ритуалах, эстетических интересах и склонностях — а также в чрезвычайном садизме во время военных действий. Большой акцент на силу; презрение к слабости или симпатии. Права и обязанности центрированы вокруг семьи, класса и особенно государства; демонстрируется  высокая идентификация с целями страны и императора. Подчёркиваются важность социальных ритуалов и перфекционизма (в соответствии с их правилами). Идентификация себя со снисходительной, мягкой мазохистической матерью быстро сменяется идентификацией себя (особенно у мальчиков) с тираническим и отчасти даже садистическим отцом. Этот дуализм впоследствии проявляется в отношении к своей группе как объекта глубоко личной идентификации — и агрессивности по отношению к любой другой, внешней группе. Доброта по отношению к другим, особенно из другой группы, рассматривается как слабость, что говорит об ограниченной социализации. Отсюда большой акцент на общинной, национальной и расовой солидарности, который маскирует повышенное чувство одиночества, изоляции и тревоги у человека. Отсюда большие опасения демократического индивидуализма, поскольку он оставляет человека изолированным от окружения и подверженным внешней угрозе за счёт утери поддержки других, всегда ориентированной только на свою группу. Повышенное стремление к власти, обнаруживаемое через идентификацию с расой, классом и нацией. Однако при этом не появляется никакой "политический человек" — как индивидуум, сам принимающий решения и сам же несущий за них ответственность впоследствии. Есть некоторая сентиментальность и романтизм как ответ на необходимость компенсировать силу и жестокость, но инсайт и идентификация с теми, кто вне группы не развита. Это смесь садизма и агрессии с мазохизмом и чувством зависимости. Многочисленные и плохо структурированные идентификации себя с разными группами — что приводит к разнообразным и, часто, несовместимым ролям. Сильная потребность в статусе; однако власть, статус и гордость сбалансированы щедростью, добротой и экспансивностью. Открытая агрессия в какой-то мере поощряется в ранние годы, особенно между мальчиками, но позднее она сублимируется в конкуренции в экономике, политике и сфере досуга. Сентиментальность, любовь и романтизм смешанные с сильным стремлением к власти. Но главнейший акцент на личностной борьбе. Подстёгивают чувство вины и позора за неудачу — или хотя бы их угроза.
Б7. Плохое приспособление, его природа и сфера. Поведенческие проблемы ребёнка. Отклонения взрослых от нормального поведения. Намеренное самоубийство ("харакири") общепринято как нормальное. Чрезмерные опасения и страхи потерять лицо, показать или проявить слабость или столкнуться с миром, в котором не всё зафиксировано и понятно. У детей бывают иногда вспышки раздражения и тревоги в условиях требований свирепого режима чистоты и адаптации к власти. Отклонения в поведении взрослых проявляются в тревогах по поводу потери статуса или лица, а также у тех, кто воспринял какие-то моральные нормы у христианского Запада. Существенное расщепление структуры личности, происходящее от отсутствия понимания других людей и внешнего мира. Имеется тенденция "сломаться" — особенно когда "фиксированный" внешний мир не функционирует согласно предписанному плану. Чувства вина и позора часто сбалансированы сильной жалостью к себе и параноидальной проекцией на других. Распространено самоубийство. Глубинная внутренняя тревога и слабость подпираются постоянной открытой демонстрацией силы, включая прямое насилие. Стремление развить расщеплённую личность; причина — значительное расхождение между христианскими и демократическими моральными принципами, верой в Закон и верой в твёрдость и решительность, а также и в практику открытой интенсивной экономической конкуренции, классовой борьбы, постоянного нарушения закона и борьбы за власть. Это отчётливо сказывается в высокой степени личной тревоги и отсутствии внутренней интеграции. Чрезмерный индивидуализм зачастую не оставляет места уважению к группе — будь то семья, класс, политическая партия или вся страна.

Источник: Young 1946, pp. 58-62

*) Так, одним из источников является книга "Японец как солдат," изданная в Fort Leavenworth, Kansas. НАЗАД

†) Mass society.НАЗАД

‡) Что и не удивительно: японцы сидят на циновках, столов и стульев ещё недавно не было. НАЗАД

§) Landlordism, организация производства, в которой роль прежних владельцев земель (лордов, аристократии)всё ещё велика. НАЗАД

**) Так было 50 лет назад, но (возможно, это тоже связано с изменением ролевого поведения матерей) теперь в США детей не просто перекармливают, а буквально фаршируют. НАЗАД

♮) Из чего следует, что если материнское влияние исчезнет, подрастающее поколение окажется без авторитетов. И именно это произошло в США — особенно после войны во время baby-boom: молодое женское поколение настолько увлеклось борьбой за права человека, что дети выросли как бурьян в огороде. НАЗАД

<<< предыдущаяОГЛАВЛЕНИЕследующая >>>

На первую страницу сайта  First page 
Русский Индекс English index
Вернуться к оглавлению книги

Страничка создана 2010_10_21

Обновлена 2010_10_22