О проблемах со всемирной хронологией
(версия 2007 г.)
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Ев. от Иоанна, V:39.
Река времён в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается -
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы!
Г. Державин
Современная хронология государств и народов Средиземноморья целиком основана на информации, почерпнутой из Ветхого Завета. Никакой другой хронологии просто нет. Благодаря связям Средиземноморья с другими регионами хронология их тоже привязана к Ветхому же Завету. В статье анализируется тексты Ветхого Завета (на нескольких языках) как возможный исторический источник и доказывается, что пользоваться им можно только крайне аккуратно, с учётом того, что за века как апологеты, так и критики накопили множество априорных суждений и мнений, мешающих им подойти к тексту непредвзято и анализировать только то, что там действительно написано, а не то, что привычно. Показана настоятельная необходимость перейти к Новой, не Ветхозаветной, Хронологии.
Осенью 1967 г. на мехмате МГУ (где я в течение ряда лет слушал лекции и посещал семинары) профессор кафедры топологии М. М. Постников сделал доклад о проблемах с хронологией древней истории и идеях бывшего народовольца Николая Александровича Морозова, изложенных в его многотомной книге Христос (первоначальное название История человеческой культуры в естественнонаучном освещении). Рассказанное им больше всего напомнило мне очень старый анекдот: "Марья Иванна, кто больше изменил историю — Александр Македонский или Наполеон?" — "Больше всего изменили историю историки, деточка…"
Я (как и все мы) был избалован физико-математическим подходом: нужный факт либо известен (и тогда он в справочнике или таблице), либо нет — и тогда ты сам должен доказать соответствующую теорему или сделать эксперимент. Из того, что нам рассказал проф. Постников следовало, что в гуманитарном мире всё не так, что даже основа основ — всемирная хронология — абсолютно ненадёжна, была создана Бог знает как и кем и НЕ подтверждается ничем (например, астроном Гинцель давно утверждал, что астрономические наблюдения никак не соответствуют датам древней истории — и Н. А. Морозову, астроному по специальности, такие аргументы были понятны...) А ведь при иной хронологии многие теории (например, Гегеля, Ясперса, Вико и пр. — как и исторический материализм Маркса) вообще бессмысленны!
Это меня буквально потрясло… Желая опровергнуть Н. А. Морозова, я начал проводить вечера в "горьковке" и "ленинке" (там были почти все тома Морозова и хронологические таблицы Blair 1812 года издания, которыми пользовался Морозов). К сожалению (или к счастью) ни подтвердить его выводы, ни опровергнуть мне не удалось; стало только ясно, что нужно всерьёз пересматривать или заново обосновывать рушить всю историю — и одному мне этого сделать не под силу.
На историческом факультете МГУ меня подняли на смех, заверяя, что "у нас всё в порядке," что у них, историков, имеются совершенно достоверные и надёжные источники, что давно разработаны научные методы хронологии и что они всегда были убеждены, что математиков к истории нельзя подпускать и на пушечный выстрел. Самостоятельные же изыскания убедили меня навсегда, что в гуманитарном мире произвол, что царит не доказательство, эксперимент и аргумент, а АВТОРИТЕТ (иногда напоминающий по замашкам и ухваткам криминального авторитета...), цитата, мнение, домысел, априорная гипотеза, которую забыли доказать.
Замечательный пример, вычитанный в одном из выпусков ВДИ (Вестник древней истории): остракон, найденный в Палестине, отнесён был автором статьи к 68 г. н. э., ибо текст на нём упоминал третий год восстания. Автор статьи счёл, что речь идёт об иудейском восстании (описано Иосифом Флавием, Иудейская война); желая продемонстрировать свою непредвзятость, автор замечает, что вообще-то, конечно, восстание продолжалось только 2 года, но ведь в других местах оно могло продолжаться и дольше, и тот, кто процарапал черепок, мог и не знать, что восстание уже закончено... Но тогда столь же произвольно можно отнести остракон и к 1907 г. в России: тоже ведь "третий год революции" и тоже в некоторых местах продолжалась 3 года...
Понятно, что любому из нас иногда приходится делать то же самое — выдвигать рабочую
гипотезу ("скорее всего, данный остракон — 68 г. н. э." или "скорее
всего, валентность данного элемента 2"). Объективный научный подход требует,
однако, чтобы и подавалось это как гипотеза, ибо читатель/пользователь может и не
догадаться, что это ещё не доказано. Так, практически нигде невозможно найти даже
упоминаний о том, что книги историков — Геродота или Тацита — не были известны вплоть
до эпохи Возрождения. Например, в БСЭ (Большая Советская Энциклопедия) о
Светонии, авторе книги Жизнь двенадцати цезарей, на основании которой и мы
описываем бо́льшую часть римской истории, сказано: "Из многочисл. сочинений
С. (историч., историко-бытовых и филологич.) целиком дошли до нас только "Жизнь
двенадцати Цезарей" (в 8 кн.) и часть "О грамматиках и риторах" из
большого труда, посвящённого знаменитым деятелям рим. лит-ры."
И есть даже
ссылка на русский перевод Светония 1964 г. (Жизнь двенадцати цезарей, М.,
Наука, "Лит. памятники"). Однако в примечаниях издания 1964 г. Гаспаровым
рассказана такая история нахождения текста, что принять его за основу научной истории,
на мой взгляд, можно только если слепо верить в подлинность найденного текста...
А нас ведь учили, что наука основана не на вере в автора, а на доказательстве
и экспериментах.
К моему удивлению выяснилось, что методов научной хронологии практически нет, что всемирная хронология основана в значительной мере на ЛЕГЕНДАХ и домыслах, что даже базовые исторические труды (Тацит) до XV-XVI веков и вовсе никому не были известны, что задолго до появления хронологии как науки все даты были уже предписаны. Ср. например, книгу И. Г. Гердера, Идеи к философии истории человечества, изданную в 1784 г., где вся хронология, последовательность событий и их интерпретация уже задана (хотя научная археология появляется много позже). И задана она была куда как раньше — ср. начало Повести временных лет (первая летопись Руси):
"В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот почему с этой поры начнем и числа положим. "От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет" а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года". А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку года."
Тогда учёному-археологу остаётся только комментировать созданную до его раскопок освящённую авторитетом и временем схему — или убираться вон из университета. (Вот и попробуй после этого откопать что-либо не то... Не потому ли мы столь часто находим только то, что нужно — например, во время странной экспедиции Наполеона в Египет был найден странный Розеттский камень, позволивший якобы расшифровать египетские иероглифы человеку, никогда не изучавшему языков, пользующихся иероглификой — таких, как китайский или японский?! Если он самоучка, то самоучка гениальный, ибо китайцам идея разделения знака на "корень" и "звук" пришла очень нескоро.)
Мне рассказали, что единственный мало-мальски научный метод датировки — радиокарбонный (анализ количества 14C) тоже не даёт абсолютной даты, а только относительную, так как сравнивает количество 14C в образце с "эталоном," дата которого установлена уже до этого. [В то время как раз и были странности с так называемыми "рукописями Мёртвого моря," которые вначале были отнесены к IX-X вв. н. э., — что отчасти соответствовало идеям Морозова, а потом произвольно передвинуты в I в. до н. э. — и всё на основании радиокарбонного анализа.]
NB: Во избежание дальнейших недоразумений: я НЕ сторонник теории Н. А. Морозова (не говоря о его последователях). Однажды большой академик в своём естественнонаучном снобизме сказал, что есть науки естественные, а есть науки неестественные (имея в виду гуманитарные). Научный подход нужен и неестественным тоже, то есть нужен анализ, а не фантазии, эмоции или политика. К сожалению, множество учёных-естественников, начав заниматься гуманитарными проблемами, внезапно забывают всё то, чему их учили на мехмате или в физтехе, и копируют худшие образцы поведения гуманитариев — о чём и говорят результаты поставленных в своё время в СССР натурных "экспериментов" по "перекрещиванию" в ЦЭМИ (Центральный Экономико-математический институт АН СССР), ИПУ (Институт Проблем Управления АН и ГКНТ) и пр. местах естественников в гуманитариев. Начав заниматься историей или экономикой, математик или физик почему-то забывает о логике, проверке аксиом, выводе, эксперименте…
Научный подход означает, что мы в любой момент можем вернуться к основам и проверить всё с самого начала — что я и пытался сделать много лет назад, обнаружив, что "каталогов источников," по которым можно было бы установить однозначно историю появления той или иной даты или описания события, просто нет. Оказалось, что в основе современной истории (а с ней философии, хронологии, социологии — ср. Маркс и марксизм) лежат априорные представления-интерпретации, взятые из Ветхого завета. (Кстати, это объясняет, почему хронологией занимались такие люди как И. Ньютон, немедленно усомнившийся в ней: он много лет посвятил толкованию и изучению разных библейских текстов и даже многие свои физико-математические идеи взял именно из своих теологических изысканий! И как всякий "нормальный" учёный не смог не заметить, что хронология стоит на песке.) Конечно, можно утверждать, что есть же и другие источники хронологии — раскопки, палеомагнетизм, радиокарбонный метод, дендрохронология. Однако и они не дают абсолютную дату, только относительную и только большой разброс.
Простой пример, иллюстрирующий причины постоянного появления теорий типа Н. А. Морозова:
Память отдельного человека хранит (отрывочную) информацию о своих предках и своей стране (если только, конечно, предки не в Готском Альманахе...) не более чем за 100 лет (я, например, из 4 дедов и бабок знаю какие-то подробности биографии только одной... Когда в СССР в 1920-х годах попытались из наилучших соображений восстановить родословную Ленина, то крайне отрывочные сведения удалось собрать примерно до 1800 г. — а ведь в этом был крайне заинтересован режим!)
Совокупная память группы (семьи, клана, народа) позволяет увеличить этот интервал до примерно 300 лет — если только, понятно, не имеется никаких письменных, закреплённых не в нашей несовершенной памяти, источников. (Так, историю монголов до Темучина-Чингисхана мы знаем только потому, что при нём была записана хроника его жизни с указанием его предков. Иначе, будь он простой человек, мы и этого бы не имели... )
Такие эпосы есть у всех: Калевала карелофиннов, Песнь о Нибелунгах у скандинавов, киргизский эпос Манас — и конечно, Гомер, X или IX в. до н. э. Ср. русскую Повесть временных лет: записанная в начале XI в., она и даёт информацию о примерно 300 годах до своего написания — то есть о времени Аскольда, Дира, Олега... (Я не занимаюсь здесь анализом её и текстов, предшествовавших ей.) Точно также и другие народы сохраняют свою память — естественно, в том виде, как они это записали со слов сказителей, старцев, акынов, менестрелей и пр. — то есть с ошибками и проблемами (ср. Беда Достопочтенный Церковная история народа англов; ср. Getica Иордана). Естественно, частично история народа бесписьменного могла быть записана иностранцами (например, Плано Карпини, История монголов или свидетельства персидских и арабских купцов о Руси).
Таким образом, скорее всего повсеместно должно выполняться эмпирическое Правило 1: мы мало что знаем о народе (если не принимать во внимание внешние источники) до даты Д, где Д = П - 300, П — дата первого письменного памятника. ["Правило 300"]
Очевидное следствие 1: дата появления самой письменности того типа, на которой записан сам памятник, НЕ может быть более поздней.
А ведь современная история (хронология) утверждает, что буквенное (вначале буквенно-слоговое) письмо появилось не ранее X в. до н. э. (Финикия, Угарит, Библ и пр. — см. например, И. Фридрих, История письма, Москва, Наука, 1979.)
Следствие 2: события, описанные в Ветхом Завете никак не могут относиться ко времени до соответствующей даты Д = X в. до н. э. - 300 ≈ 1200 г. до н. э. То есть: события книг Бытие и Исход вряд ли относятся к эпохе фараона-еретика Эхнатона (ср. эту версию у З. Фрейда Der Mann Moses.) Но тогда и отнесение множества событий за 600 лет до Исхода быть не может...
Понятно, возможно объяснение: Ветхий Завет первоначально был записан на древнеегипетской (вавилонской? китайской?) письменности, а потом переведён на финикийский алфавит. Возможность есть, но ни в одном музее мира — включая музеи Израиля — такие тексты пока не выставлены... Будет текст, будем думать, пока же датировки всей древней истории, основанные всё на том же Ветхом Завете, описывающем события по крайней мере с 1800 г. до н. э. следует, по крайней мере, поставить под сомнение.
И так во всей древней хронологии: дата А подтверждается датой Б, которая основана на дате В, которая в свою очередь опирается на А... В математике меня как-то приучили избегать порочных кругов.
(Я сознательно затрагиваю здесь только вопросы хронологии, хотя странностей и нелогичностей в тексте Ветхого Завета множество. Например, войска Иисуса Навина шли на Иерихон с территории современной Иордании, форсируя реку Иордан, то есть двигались с ВОСТОКА на ЗАПАД. А ведь полуостров Синай и гора Сион находятся на запад от Иордана! Многовековой караванный путь из Египта в Иерусалим НЕ ИДЁТ через Амман, но через Беэр-Шеву...)
С тех пор я всегда стараюсь посмотреть: а что было бы, если бы некое событие проверить "по Н. А. Морозову"?
следующая >>>
На первую страницу сайта First page
Русский Индекс English index
Вернуться к списку статей
Страничка создана 2007_05_09
Обновлена 2008_01_17
(C) Yuri Morozov, 1999-2018
Site "Sociodynamics"
http://sociodinamika.com