2009_01_01 Закончился сумасшедший год: чумовая погода (побившая все рекорды по числу осадков и холоду) и чумовые выборы. Столетия американки жаждали принимать участие в выборах и быть избираемыми (см. шоу 1836 г. в 2004 г.) Казалось бы, ура! На 2009 г. у них был грандиозный шанс получить президента-женщину (или хотя бы вице-президента). Ан нет, если Хиллари просто получала молчаливое неодобрение от самих же американок, то Сара Палин огребла всё по полной программе. И демократки, и, особенно, республиканки, только что не призывали её насиловать садомазохистически. Какую только ахинею не рассказывали о ней! А ведь выбор-то был не между нею и Б. О.!
И за что? Красивая Self-made женщина (это в свои-то 47 лет и после 5 родов!) — не смолчала, когда мэр их городишка, которого и на карте-то нет, не захотел слушать претензии матерей, ежедневно привозивших детей на хоккейную тренировки; её коллеги по несчастью её поддержали, они добились порядка; и на ближайших выборах в мэрию эти "хоккейные мамы" выдвинули её кандидатуру — самое анекдотичное, что она прошла! Губернатор богатого штата (Аляска ≡ Большая Нефть) попытался её приручить, она не поддалась — её выдвинули в губернаторы, и она победила. Верующая женщина — что и доказала неоднократно.
Радоваться бы: казалось бы, она и есть вот тот самый простой американец из действительно простой семьи, который точно знает, и как запрячь лошадей (собак в нарты), и как защитить себя (весь мир обошли её фото с винтовкой и волком), и как наколоть дрова, разжечь плиту и сготовить еду. Вот её бы и поддержать — а оказалось, что именно такие как она и не нужны. Что и требовалось доказать: американские (да и похоже, любые) выборы — поиск не достойных и способных, а покладистых. А нелепые разговоры — в том числе и в российских mass-media, всё перепечатывающих ныне у Большого Брата — о том, что она-де неграмотная дурочка, ничего не стоят: задача начальника — найти хороших советников и уметь отобрать верные идеи. Можно подумать, что её конкуренты более образованные: предполагается, что выпускник американской школы в принципе не должен ничего знать (миф последних лет: "ибо всё ведь есть в Интернете" — как сказала мне моя коллега…)
2009_01_02 На рождественнских каникулах прочитал роман Ладлэма "Тревейн" (Ludlam "Trevayne"), о котором прежде никогда не слышал — и он явно не переводился в советское время.
А роман-то вполне подходил под марксистские штампы, убедительно критикуя так называемую демократическую рыночную систему.
Краткое содержание: президент США поручает главному герою — простому американскому парню (Тревейну) возглавить специальную правительственную комиссию по расследованию коррупции в Военно-промышленном комплексе США. В процессе выясняется, что и президент, и многие другие прекрасно осведомлены о деятельности некоей компании, которая подгребла под себя слишком много; и что сами же они и приложили руку к тому, чтобы компанию создать и сделать непобедимой. В финале, избежав пули мафии, Тревейн становится президентом страны — так что круг замыкается: можно писать второй том, где уже президент Тревейн будет поручать какому-нибудь молодому и прыткому новичку расследование всё того же спрута.
Иллюзии, созданные демократической пропагандой, не дают увидеть, что на деле любой руководитель (в том числе и глава государства) — как шофёр такси, профессионально доставляющий пассажиров, обсуждающих профессионально свои дела. Если вместо того, чтобы смотреть на дорогу, шофёр будет давать советы пассажирам — авария неизбежна.
США (как и любая другая страна) — на деле US-Corporation, Ltd. И в стране — как и в любой корпорации — есть свой Совет Директоров, своя иерархия, свои работники. А есть и свои клиенты — население страны. Чтобы иметь дело с расстроенным или разгневанным клиентом Совет Директоров нанимает public relations officer — "Зав. отделом по работе с клиентом." На такой работе и нужны обаятельная улыбка, умение уговорить, успокоить, "навешать лапшу," обещать всё что угодно. А если клиенты всё равно недовольны, то заведующего меняют на другого.
Чтобы клиентам было спокойнее и веселее, в некоторых странах им дозволяется периодически принимать участие в подборе кандидата на должность заведующего: оценить его или её улыбку, причёску или фотогеничность.
Короче, как везде: самые принципиальные споры в демократической системе идут о размере и количестве закупаемых скрепок, а в Совет Директоров никого не выбирают, ибо не подозревают о его существовании.
В результате в руководстве сидят одни Главноуговаривающие; однако умение всех заболтать — далеко не главное качество руководителя.
Пример: в моих тренингах одно из упражнений было коллективное принятие решения. Я использовал задачу "Кораблекрушение": разбился корабль, в лодке несколько предметов, проранжировать их по важности для выживания. В данной задаче ИЗВЕСТНО из статистики выживаемости при кораблекрушениях, какие ранги имеют разные предметы. Из более 100 групп, где я давал эту задачу ТОЛЬКО В ОДНОЙ молодой парень, кандидат физмат наук предложил верное решение и пытался его "донести" до группы. Однако группа, возглавляемая очередным Главноуговаривающим и состоявшая из нескольких уговариваемых дружно "ботик утопили."
Самое интересное началось позже: я их поздравил с тем, что они — единственная группа, где хотя бы кто-то нашёл верное решение и пытался его им буквально втолковать (он бегал за спинами сидевших как в ДОТЕ согруппников, буквально тряс их, под конец буквально кричал: "Да послушайте же…" — и, главное, абсолютно верно объяснял, почему!) Они с обидой мне: "Ю. А., что же вы такое говорите?! Да если бы услышали верное решение, уж мы бы — с нашим многолетним опытом руководства — его не пропустили!" К их несчастью, я в тот день вёл видеозапись; немая сцена из "Ревизора" — ничто по сравнению с тишиной и неподвижностью в группе, когда я им показал их самих, "тонущих" из-за неумения слушать других…
2009_01_03 Читаю Книгу Судей; пророку Самуилу поручено найти нового царя взамен проштрафившегося царя Саула; пророк идёт в колено Вениамина, видит детей Иессея и выбирает среди них самого красивого, коммуникабельного и уверенного в себе (буквально как в сегодняшних пособиях по подбору и рекламе кандидата). Однако Бог отвечает ему, что это не тот, и велит искать дальше — пока не находит Давида (1Цар. 16:1-13) Комментарий Иосифа Флавия:
"…пророк получил в ответе, что суждения Господа Бога не сходятся с воззрениями людскими. "Ты, конечно, — сказал Предвечный, — взираешь лишь на телесную красоту юноши и только на основании её считаешь его достойным царствовать, тогда как Я предоставлю царскую власть не в награду за физическую красоту, а за достоинства духовные, выискивая того, кто бы был совершенством в этом отношении и отличался бы благочестием, любовью к справедливости, мужеством, повиновением, что все вместе составляет душевную красоту." "
Как было бы здорово, если бы мы не только издавали, покупали Библии и стирали с них пыль — а ещё бы и читали и следовали заветам: избирать не фотогеничного, не того, кто нравится толпе, а того, кто может быть лидером, а не место занимать…
2009_02_22 В Индии сегодня самые популярные фильмы — Спайдерман (Spiderman) и Дж. Бонд (J. Bond)!
2009_02_26 Утром по музыкальному каналу — "Москва майская." Почему-то назвали её "Русская народная мелодия "Москва, моя Москва." "
***
Капиталист в своей статье в газете объясняет причины нынешнего кризиса: "Люди сами виноваты — раньше человек покупал в год три-пять костюмов, а сегодня только два." Ему и ему подобным не приходит в голову, что это и есть приговор системе: человек не в состоянии сносить в год ни 2, ни 5 костюмов; капиталистическая экономика превратилась в царство анти-Мидасов; тот, как утверждали греки, был наказан богами: всё, к чему прикасался, превращалось в золото, и он умер с голоду… Анти-Мидасы всё превращают в нечто непечатное.
Сценка: коллега в Вене, которого мы подозревали в том, что он работает на английскую разведку, пригласил нас в гости к себе [дело было в 1977 г!]. Но денег, видимо, ему не выделили на вербовку; поставленные бутылки с тоником и пепси мы выпили немедленно и стали намекать, что (русского) соловья баснями не кормят. Желая нас отвлечь о низменных материалистических страстей, он повёл нас показать свой гардероб. В примерно десятке клозетов висели буквально сотни пиджаков, блейзеров и костюмов. Произведя впечатление, он решил, что самое время добить: "Вот, гляньте, что я купил сегодня: он стоил 100 шиллингов, а я его взял всего за 50!"
Я: "Но ведь это не ты сэкономил 50, ты потерял 50!" — "Почему?!" — "Потому, что ты и уже имеющиеся никогда не сносишь до смерти, значит, ты просто выбросил деньги…" Он расстроился, решил отыграться на чём-то ещё — и показал нам уникальный коньяк (дело было 32 года назад, не помню — кажется, "Анри"). Он нам дал посмотреть, а мы, обнаглевши, его откупорили… Приятно молодость вспомнить: его face был совершенно замечателен, я уж испугался, что его кондрат хватит. (Кстати, хотя я коньяк и не люблю, но тот действительно был хорош…)
2009_03_06 Здешнее местное молодое поколение больше всего похоже на местные же продукты: так, "голые" "форточки"-Windows вроде бы как бы и работают — но без единой утилиты, пригодной для профессиональной деятельности; зато все равны! Все повторяют одно и тоже, все одеты в одно и то же, у всех один и тот же wish list — как два гвоздя из одной коробки…
В каждом поколении должен быть хотя бы один человек, который знает, что именно он строит свой Реймсский собор. То есть должен быть человек, который делает нечто не потому, что за это платят, не для того, чтобы "впарить" покупателю очередную деревянную печку, а чтобы оно глаз радовало и душу услаждало — и желательно много лет…
2009_03_11 Важно не то, что происходит — а то, как ты на него реагируешь.
2009_03_27 Через 20 лет посмотрели вновь к/ф Мефисто с Э. Брандауэром в главной роли.
Мефистофель на сцене — и Фауст в жизни. В "отсталые" средние века говорили: "Продал душу дьяволу." В наше просвещённое время научно доказано, что души нет, дьявола тоже нет, а в продажах стоят профессиональные продавцы с пудовыми кулаками — вот и крутись.
Тогда, в 1989 г., мне бы и в страшном сне не могло бы предвидеться, что с нами и с Россией случится за эти годы. Видимо, поэтому мы и не поняли смысл этого фильма: в жизни важен не талант, не способности, не, наконец, усердие и мотивация — а только клака. Хендрик в фильме рассуждает, что тоже мог бы уехать в Голливуд… Мечты-мечты: недавно показали серию фильмов о судьбе выдающихся немецких актёров и режиссёров в Голливуде; оказывается, создатель шедевра Метрополис Ф. Ланг весьма долго искал пятый угол в Голливуде (а за него ходатайствовали весьма влиятельные люди!) — и наконец, придумал, что продать: начал лепить вестерны…
2009_04_10 Изучаем грамматику:
Past Perfect;
Future Imperfect…
2009_05_08 Опять никакого упоминания о Победе. А ведь это ещё и — смешно сказать — потуги изменить грамматику: на английском языке на памятниках написано "Lest we forget."
2009_05_09 Спасибо интернету и Мошкову — нашёл файл с рассказами о майоре Пронине Льва Овалова.
И чего ради вся просвещённая интеллигенция потешалась над ними, рассказывая на любой тусовке о проницательных глазах майора Пронина из унитаза?! Рассказы много интереснее хвалёного Яшки Бондова/007, и не хуже "классиков" типа Клэнси и Форсайта — да и написаны были на десятки лет раньше.
2009_05_10 С белками что-то неладное (да и воробьи поисчезали с голубями): они все какие-то дратые, шерсть недоперелиняла, все пятнистые, и бесформенные. Первый признак болезни?
2009_05_14 Дискуссия по радио: нужно ли нам во время грандиозного экономического кризиса тратить деньги на ремонт гигантского телескопа (Hubble telescope) — примерно 1 млрд долларов? Вопрос, конечно, интересный, но смысла в его обсуждении нет вовсе: в Сев. Америке не более 5% школьников изучают в школе и физику (не менее 2 час./нед.), и химию (не менее 2 час./нед.), и математику. [Я имею в виду 10 классов школы + нормальную математику, то есть алгебру, тригонометрию, стереометрию и пр. — большинство школьников здесь слыхом не слыхивали об общей формуле для решения обычного квадратного уравнения, а в своё время в "отсталой" русской школе это проходили в 7-м классе.] Остальные о них возможно (при большом везении) "слышали" — но отличить телескоп от телевизора не в состоянии… Поэтому какой смысл задавать вопрос такому человеку? Он будет абсолютно прав, отвечая: "Тут денег за квартиру платить нечем, а там какие-то чёрные дыры!" О развитии науки должны думать те, кому это положено.
Обидно, что недолгий флирт с наукой, знанием закончился столь быстро: раз деньги можно зарабатывать простым напёрстком — ну какой же богач согласится платить дополнительные налоги на какую-то непонятную ему ерунду?! И чихать ему на то, что он — как свинья под дубом, вовсе не задумывался отродясь о том, что жирует-то он на чём-то, что было сделано и изобретено до него. [Как-то мои студенты с восторгом пытались мне доказать, что М$ и прочие компании всё-де изобрели сами. Ну как им было объяснить, кто такой Буль и зачем нужны булевы алгебры — часть из них вовсе Землю плоской всё ещё представляют себе. Вот бы и заставить всех "предприимчивых" платить за те открытия XVII-XIX вв. А если наследников нет, то создать особый фонд развития науки и техники (ФРНТ) и ему отдавать соответствующие доли процента от прибылей. И у нас враз не станет проблем — чинить ли телескоп, давать ли грант на исследование, которое окупится лет через 300 — или нет. А мне говорят: "Нельзя, у нас рынок."]
2009_05_15 Сегодня по той же программе несколько "экспертов" взахлёб полчаса рассуждали о вкладе Майкла Джексона в мировую цивилизацию. Ну что ж, 50 лет назад передачи были посвящены жизни и деятельности учёного или инженера-изобретателя, а сегодня — М. Д. А чем будет заниматься следующее поколение — изучать со тщанием жизнь оббивателя каменных топоров?
***
Поколение переживших Первую Мировую войну называли "потерянным поколением"; у них были свои романы и свои герои (Олдингтон, Хемингуэй и пр.) Иногда в порыве отчаяния их даже рассматривали как причину Второй Мировой. А как будут называть сегодняшнее поколение — заброшенным? Ибо их-то родители — это уже поколение обиженных.
2009_05_31 "День открытых дверей в Торонто": беседа с персом-художником; на его картине — типичный восточный рынок. "По нашему это называется базаар. А по-русски?" — "Базар."
2009_05_31 Colburn Lodge: Любой музей может стать интересным, если в нём работают интересные и интересующиеся люди. Экскурсовод К. — историк, сама работала не с трудами западных историков, излагающих историю по Марксу, а местными архивами и документами. Её рассказ подтвердил то, что я заподозрил давно: сверхэксплуатация — то есть безудержное расширение продолжительности рабочего дня, недели и года — началась совсем недавно (хотя изначально содержалась в идее "предпринимательства").
Рабочий день хозяина дома был с 9 утра до 2 часов дня; после этого он мог вернуться домой, пойти в клуб или в гости. За свою зарплату (вовсе не большую, если он не был капиталистом!) он содержал семью, несколько слуг и работников и большое поместье (на деле владелец Colburn Lodge — известный местный архитектор Ховард — по разным причинам содержал две семьи). Средняя зарплата его слуг была (в пересчёте на сегодняшний курс доллара) примерно та же, что и средняя сегодня по стране. Однако: они не платили налогов, не отдавали 1,5-2 тыс. долларов за квартиру, не тратили 1-3 часа на дорогу, питались тем же, что и хозяева (да и питание было куда здоровее, чем сейчас). Спрашивается: чем же нам так гордиться сегодня? Тем, что любой имеет cell-phone?
Так что общество было совершенно другое: основу его составлял "средний класс" — то есть мелкие собственники, с которыми и свели свои счёты Маркс и Ленин. И не зря: такой человек полагается сам на себя, привыкает жить не на пособие, а сам трудится — и заставляет трудиться других, тем самым просто помогая им часто выбраться из проблем.
Несколько лет назад в маленьком городишке на Гуроне [Oven-Sound] мы видели портрет одного местного представителя "среднего класса": когда начался очередной приступ рыночной лихорадки и люди массами теряли работу (1929 г.), этот человек имел достаточно денег, чтобы закрыть свой бизнес (рубка леса), уехать оттуда и просто и скромно пережить кризис. Для этого пришлось бы выбросить своих работников на улицу. Вместо этого он воспользовался своими связями, авторитетом — и даже деньгами! — и создал нечто вроде артели по прокладке дорог в той части Канады. Заработок был маленький, а прибылей никаких — но его работники не стояли в очереди за бесплатным супом… (Он, кстати, был создателем одной из первых церквей в том городе. И как же такая история перекликается с увещеваниями Н. Гоголя в Избранных местах из переписки с друзьями…)
Интересно, что К. — канадка! — никогда не слышала о романе и сериале "Эмили" ("Дочери Калеба"), где как раз и описывается жизнь нескольких таких семей, принадлежавших именно к этому среднему классу Канады в конце XIX в.
К. утверждает, что и другие легенды — только легенды: документы НЕ подтвердили, что продолжительность жизни слуг была много-много меньше, чем у господ; неверно также, что дамы в многочисленных юбках из натуральных тканей вспыхивали возле очага как свечки и якобы именно это вело к высокой смертности женщин: натуральная шерсть (как и лён) загорается долго…
***
Зима в то время была куда как холоднее, чем сегодня; на фото — акварель Ховарда: зимой озеро Онтарио замерзало так, что по нём можно было кататься на санях, и добывать лёд на лето.
2009_06_04 20 лет назад в это время я был на тренинге в городе Радужном в Сибири (наверное, газета в нём — если она там была — называлась "Радужная Правда"?) И правда, окаянный край. И смотрел передачу о "раздаве" на площади Тянь Аньмынь — что сыграло не последнюю роль в нашем решении уехать. Тогда мы ещё просто не понимали, что это красивая игра: Россию бьют за (якобы кровавые) события в 9 апреля 1989 г. в Тбилиси, а Китай за Тянь Аньмынь — почему-то нет …
2009_06_05 Как сказала печально экскурсовод в одном местном музее: "Вымерли не феи деревьев, а феи домашнего очага…"
2009_06_12 Ариадна Тыркова-Вильямс: Ей было много дано: красота, сводившая мужчин с ума; здоровье (она пережила своё 90-летие); ум (успешно училась на математическом отделении); воля (единственную женщину в ЦК партии кадетов называли "единственным мужчиной в ЦК"); совестливость и стремление к социальной справедливости; друзья, вошедшие в историю (одна ближайшая подруга — Надя Крупская; другая — Лидия Давыдова — стала женой известного марксиста, одного из создателей КПСС Туган-Барановского). Её мемуары ("То, чего больше не будет") действительно описывают ту Россию, которой больше нет и не будет, а также жизнь человека, так до конца своих дней и не понявшего, что именно они, просвещённые либералы, довели Россию "до ручки."
Она и Ленин — погодки (она 1869, он 1870 гг.); и в их жизни было много общего. И оба внесли достойный вклад в развал страны.
Матери обоих, мягко говоря, "сдержанно" относились к православию (как, видимо, и к России в целом) — обе были скорее немки (по духу, воспитанию, восприятию мира), чем русские. Старшие братья — революционеры, оба обвинялись в подготовке к убийству царя (Аркадий Тырков не был казнён за участие в убийстве царя 1 марта 1881 г., а Александр Ульянов был повешен за подготовку нового убийства — кстати, вместе с братом будущего диктатора Польши Пилсудского…)
Мемуары Тырковой (как, впрочем, и воспоминания З. Гиппиус о Мережковском) в какой-то мере объясняют это. Во-первых, воспитанные индифферентными к православию матерями дети не встретили за свою жизнь ни одного священника, который мог бы, и, главное, хотел бы как-то на них повлиять. Примеры, которые приводит А. Т., говорят скорее о другом:
С законоучителем я тоже была не в ладах. Вѣрнѣе он со мной жил не дружно. По Закону Божьему у меня в дневникѣ неизмѣнно стояло три с минусом, низшій удовлетворительный балл, предназначенный для тупиц. Тупицей я никогда не была. Если бы священник иначе взялся за нас, вѣроятно, я так же хорошо запомнила бы богослуженіе, даже катехизис, как еще до школы запоминала короткіе, живописные мамины разсказы из исторіи Ветхаго Завѣта. Но батюшка не вносил ни единой живой ноты в сухіе и бездарные казенные учебники. Ко мнѣ лично он относился с явной, придирчивой недоброжелательностью, которая во мнѣ вызывала отвѣтное отталкиваніе от учителя и его уроков. Я даже главных молитв не выучила и вынесла из школы глупое, упрямое отрицание текстов и их толкованій. Дома мы были пріучены относиться к священникам с уваженіемъ. Вряд ли я на уроках могла, что называется дерзить попу, как я дерзила француженкѣ. Мнѣ было непріятно, что именно священник меня распекал перед целым классом. Но в моих отвѣтах и вопросах он слышал отголоски моего ребяческаго скептицизма, безпокойную строптивость отроческой, ищущей мысли. Мнѣ принесло бы большую пользу, если бы батюшка пожелал пристальнѣе вглядѣться в свою ученицу, понять, что и ей не легко дается полоса ранних сомнѣній. Но его раздражало, что какая-то третьеклассница с косичками задает вопросы, которые он считает дерзкими. Он ставил мнѣ плохіе отмѣтки, читал длинныя, язвительный наставленія о невѣжественной гордынѣ ума и все дальше отгонял меня, школьницу, от православія.
Пишу все это не из злопамятства, а потому что, к несчастно, таких законоучителей было губительное множество. Их официальное, холодное, прямолинейное отношеніе к урокам отчуждало от религіи молодежь и без того зараженную безвѣріем XIX вѣка. Русскіе люди, получая хорошее образованіе, оставались совершенно безграмотны во всем, что касалось христіанства и православія, не подозрѣвая его глубины, его красоты. Только при свѣтѣ революціонных молній начали мы вглядываться в нашу родную церковь. (с. 122-123)
А ведь именно в этом обязанность, жизненное призвание, образованных людей — передать новому поколению; к сожалению, ни молодой Ариадне, ни молодому будущему её герою Александру, ученику Царскосельского лицея, не досталось таких педагогов: много было информаторов, знавших свой предмет, но мало воспитателей, которые могли бы научить их жить.
Иногда я заглядывала на словесное отдѣленіе, на лекціи С. Платонова по русской исторіи, или А. И. Введенскаго по философіи. Введенскій любил блистать, дразнил парадоксами, устраивал бесѣды, вызывал курсисток на вопросы и возраженія и с иронической привѣтливостыо выслушивал наши ребяческія замѣчанія. Свою діалектическую ловкость, которая на ученых диспутах иногда сбивала с ног опытных академических боксеров, он против нас в ход не пускал. С нами Введенскій был милостив, нас не застращивал, умѣл заставить думать, будил наши мысли, тормошил. Все это мы очень цѣнили, но, несмотря на всю нашу умственную незрѣлость, мы чувствовали, что чего-то главнаго этот блестящій профессор нам не дает. От философа мы наивно ждали слов направляющих, указывающих пути, цѣли. Молодость ищет руководителей. На курсах мы искали не только подготовки к той или иной профессіи. Мы смутно мечтали, что там откроют нам самое главное — смысл жиізни. Введенскій знакомил слушательниц с разными философскими системами, разворачивал цѣлый калейдоскоп обобщеній и теорій, но давал их вразсыпную", не связывая в опредѣленное міросозерцанье. Должно быть, он сам был бѣден, и ему нечего было нам дать. О Христѣ он никогда не упоминал. В философіи той эпохи для Сына Божьяго мѣста не было.
Мірсосозерцаніе С. И. Платонова было несравненно болѣе глубоким, болѣе русским, но я поняла это только много лѣт спустя, читая его книги уже заграницей. На курсах и он был сдержан и скуп. Мы и в нем не нашли желаннаго учителя жизни.
Еще менѣе мог стать им священник, читавшій нам богословіе. Ему очень хотѣлось бороться с повальным студенческим безвѣріем, но брался он за это неумѣло, неуклюже, и результат получался обратный. Курсовой батюшка очень любил сокрушать Дарвина.
— Вот еще ученый, англичанин Дарвин, говорит, что мір создался сам собой. Без Божьей помощи.
Он откидывал широкіе рукава, подымал руки над кафедрой, вращал пальцами, очевидно стараясь изобразить космическіе процессы по Дарвину, и пояснял:
— Это что же, одна туманность крутится… Другая туманность крутится. Трах... Столкнулись! Произошел мір. Кто же этому повѣрит?
Священник опускал руки на кафедру и обводил нас торжествующим взглядом. Курсистки смѣялись. Нельзя было не смѣяться. (с. 259-260)
Дело не в том, что он смешил неверующих — даже сокурсница А. Т., искренне верующая О. К. буквально плакала:
Со слезами на глазах выходила с этих лекцій сестра молодого профессора литературы, Нестора Котляревскаго. Она была едва ли не единственной вѣрующей в нашей языческой толпѣ. Ольга Котляревская с отчаяніем говорила:
— Какой стыд! Неужели нельзя было найти болѣе образованнаго священника... Вѣдь есть же они. А теперь посмотрите, всѣ кругом смѣются, рѣшительно всѣ. Неужели вы не понимаете, как это ужасно? Неужели вам всѣм дѣйствительно все равно, что будет с церковью? Ужасно!
Я тоже смѣялась, тоже ничего не понимала. Но я перестала смѣяться, потому что мнѣ стало жалко Котляревскую. Не понимала я и того, что жалѣть надо не ее, а меня, нас всѣх. (с. 261)
Во-вторых — следует из "во-первых": школа, университет, лицей, курсы — все стыдливо избегали говорить о России:
Очень показательно для моего времени, что, несмотря на всю педагогическую мудрость Гердта, созданная им гимназія, не дала нам знанія Россіи. Географію и исіорію Россіи нам преподавали так плохо, что у меня не осталось никаких воспоминаний об этих уроках, кромѣ школьнической досады на удѣдьных князей за то, что их было так много, что они так скучно дрались, дробились, передвигались. Всё богатство, разнообразіе, красота Россійской Имперіи и ея прошлаго шли мимо нашего школьнаго обученія, как и красота православія. Учителя боялись заразить нас патриотизмом и націонализмом, которые считались пережитками старых предразсудков. В тонком слоѣ образованных людей царил либеральный универсализм, расплывчатая арелигіозная общечеловѣчность.
С молитвы начинался школьный день, но это была настолько формальная подробность. что три послѣдних года школы я, почти каждый день, опаздывала к молитвѣ и это мнѣ сходило с рук. В царскіе дни нас собирали на торжественный молебен, но это только давало повод для шалостей гуртом.
Но ведь это было изобретено задолго до А. Т.: “Любовь к отечеству [в 1812 году — Ю.] казалась педантством. … Молодые люди говорили обо всем русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации.”
(А. С. Пушкин, Рославлев). Но и в 1933 О. Цехновицер ругает Ф. Сологуба за его патриотизм и мечты о кресте над Айя-София в Константинополе. А, собственно говоря, за что? Ведь возврат Константинополя мог бы послужить благодатным толчком для роста национального единства России и православного единства в Восточной Европе! Глядишь, и революций 1917 в России и 1933 в Германии не было бы, а также и войн 1914 и 1939…
Стоит ли удивляться, что деятельность людей, воспитанных в страхе прослыть патриотами и развалила Россию?!
И ведь всё то же самое повторялось и повторялось уже перед развалом СССР; хорошо помню, как моя приятельница, наморщив свой симпатичный носик, говорила: "Ну что хорошего может написать К. Симонов?!" И мы, первокурсники, приехавшие в Москву набираться мудрости, ей, москвичке, верили, что Кафка и Пруст лучше Симонова. Так и получилось, что все четыре его замечательные романа (Товарищи по оружию о событиях на Халхин-Голе, где первый раз появляются Синцов и Артемьев, и трилогию Живые и мёртвые) я прочёл только на днях. И очень жаль, что мы не читали их ещё в школе… Странно, конечно, поскольку уже тогда я чувствовал, что его военные стихи (особенно "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…") — действительно шедевры поэзии скучного XX века. Мне всегда было жалко западных людей, для которых тяготы войны свелись к тому, что белые булки заменили на серые и ввели ограничения на бензин: перевести и даже пересказать стихи Симонова о войне так же невозможно, как и словами передать запах ландыша или вид бушующего океана. Воспитанные на безголосом Синатре, жующем телефонную книгу под звуки трамвая, продирающемуся по стеклу, они просто не готовы понять, почему миллионы людей до них читали и любили их же поэтов (Бёрнса, Шекспира) — они сегодня "не в моде." А уж читать иностранцев…
2009_06_14 Прочёл Сологуба Мелкий бес — и не понял: зачем только земля носит таких, как Передонов? И зачем Сологуб его описал? Так и хочется вместе с другим, столь же печальным, писателем спросить: "Русь, дай ответ! Не даёт ответа…"
И столь же печален стиль: впоследствии Андрей Платонов использовал такие же приёмы — и эффект от них был тот же…
2009_06_15 "Государство лучше всего преуспеет, если будет пользоваться услугами тех, кто хочет на нём нажиться. Добродетельные и так служат ему."
(Г. Манн, Зрелые годы короля Генриха IV, с. 28).
2009_07_29 Тираническая любовь близких.
2009_09_14 Птицы готовятся к перелёту:
Объявление о фестивале вина на берегу озера Эри: вместо 'фестиваль на берегу' написано 'фестиваль проституток'.
В национальном парке Пели (Point Pelee park) видели любопытную подборку об отношении поселенцев к дикой природе в Сев. Америке: "Канадский поселенец ненавидит дерево, рассматривает его как своего естественного врага, как нечто, подлежащее уничтожению."
(Anna Jameson, Winter Studies and Summer Rumbles in Canada. 1838.)
В результате в 1897 г. в графстве Эссекс (Онтарио) было 63440 га лесов, в 1992 г. осталось только 6394 га.
При всём "мультикультурализме" Канада не так уж много сообщает нужных сведений о своей истории. Так, только совершенно случайно мы узнали о так называемых "лоялистах" — людях, которые не приняли американской революции 1776 г. и остались верными британской короне. А как было бы хорошо, если бы ещё и корона сама осталась бы верной самой себе: ведь, оказывается, "революцию" поддержали не более 30% (белого) населения США, остальные были либо равнодушны, либо категорически не согласны. Поскольку "революционеры" обращались с ними так же, как и их коллеги в других странах с врагами народа, то пришлось им несладко, и многие постепенно сбежали в Канаду (из них-то и образовалась провинция Онтарио).
Столь же непросто найти информацию об использовании рабов в пределах Британской империи: в Black Historical музее (Amherstburg) рассказывается о том, как был создан "золотой треугольник": спиртное и всякие безделушки везли в Африку, где одуревшие от пьянства и скуки вожди захватывали в плен своих соседей и продавали их работорговцам. Те везли их в Америку, продавали там, на вырученные деньги покупали сахар, хлопок, табак, везли назад в Европу, продавали, и цикл повторялся.
Две встречи по дороге.
Первая — почти по классику: "Ночь, улица, фонарь, аптека" (всяческих трав). Покупаю бутерброд. Злая, взвинченная официантка: "У нас хорошая колбаса пепперони." — "Я, к сожалению, не ем ничего острого." — "Но это не острое! Мы вовсе не держим острое!" — "Как же так? А вот в меню у вас написано 'Spicy Italian' "? [то есть "итальянская острая"] — "Нет, нет, это не острое."
В конце концов выбираю хотя бы что-то съедобное; она что-то буркает себе под нос. Ничего не понимаю, кроме того, что речь зачем-то идёт о футах и дюймах, то есть мерах длины, а не веса. Переспрашиваю. Сердито повторяет; наконец, до меня доходит, что речь идёт о ДЛИНЕ бутерброда — 1 фут (30 см.) или 6 дюймов (полфута): хочу я бутерброд футовый или полуфутовый… С тем же успехом можно было бы бутерброды мерить косинусами.
Ну, если еду меряем футами и километрами, тогда понятно, почему статьи измеряем шекелями или тугриками, а качество домов мартышками…
Вторая сценка — в полупустом ресторане; девушка громко беседует с каким-то седовласым джентльменом средних лет в комбинезоне и с двумя детьми. Он пьёт пиво и убеждает её, что можно и пить, и безопасно ездить. Она задаёт риторический вопрос: "А разве это не опасно?" Я, сдуру, решив, что меня никто не видит, качаю головой. Она внезапно оборачивается ко мне: "Вы, сэр, полагаете, что это не так?" Я, растерявшись, начинаю объяснять ей, что даже если выпивка не скажется на её поведении сейчас, то в экстремальной ситуации (например, кто-то внезапно включил фары или выбежал на дорогу) — обязательно; что скорость реакции и выносливость от этого зависят (что, кстати, знает любой спортивный тренер: перед матчем — ни-ни…)
Джентльмен набычился, громким театральным шепотом: "Это вовсе не доказано!"
Браво! Оболванивание продолжается, эдак мы скоро будем отрицать всё на свете. Бедные учителя! Придёт дитя из школы, скажет, что учительница поставила двойку за то, что не знал, что 2 + 2 = 4, а папочка поддержит: "Это вовсе не доказано!" Так и хочется спросить как в старом анекдоте: "Скажите, пожалуйста, зачем вам столько болванов?!" Это же какой-то кошмар: число учебных часов на математику и физику в школах повсеместно и стремительно уменьшается, а всех пересаживают на компьютеры.
Бесполезность попыток упорядочить бардак ещё 30 лет назад хорошо демонстрировал мой директор: чтобы показать начальству, какой он крутой и как он всех перевёл на работу на компьютерах, он заставил нас, преподавателей, вести документацию на гибких (тогда ещё 8-ми дюймовых) дискетах. Но пакетов для этого серьёзных не было, и преподаватели, положив СЧЁТЫ на клавиатуру, сначала обсчитывали все часы на счётах, а потом уж печатали на ЭВМ, бестолково используя её как большую, но крайне неудобную пишущую машинку. Когда мне надоело с ним спорить о бессмысленности такой "автоматизации" работы, я, подготовив первый текст размером в 120 К, пришёл к нему с просьбой выдать ещё дискету для следующего. Он, удивившись, велел просто стереть прежний файл и на прежней дискете создать новый.
Мораль: нельзя оптимизировать безобразие; если неграмотный, зато дешёвый, работник (с некоторых континентов) нажмёт не ту кнопочку, то всё когда-нибудь и взлетит к … В Сев. Америке в медицинской статистике есть графа: "Причина смерти — от неверных лекарств или передозировки лекарств." Не поэтому ли эта графа прочно заняла место в первой десятке?
2009_09_19 Интернет — хитрый кабак папаши Мюллера.
2009_09_29 Сегодня нам рассказали, как 14-летней девочке сделали прививку от рака шейки матки — и она скончалась в мучениях через несколько часов (а многие её соученицы имели тяжёлые осложнения. (Несколько лет назад погиб юноша после какой-то другой вакцинации).
Таким образом кто-то поставил очередной эксперимент: "Ага, так делать эту вакцину нельзя…" Когда Галилей бросал свою 1000 камней с Пизанской башни, его интересовала статистика; если же какой-то камень падал "не так," его из статистики просто отбрасывали. Когда какой-то биолог вкалывает некий препарат 1000 мышей, и одна мышка ведёт себя "не так" — её тоже просто выбрасывают. Но кто же разрешил экспериментировать над людьми?!
Понятно, можно затопать ногами: "Да автор просто консерватор! Он пытается остановить прогресс!!!"
Это просто ложь, за каждой такой смертью стоят шкурные интересы: компания Х. выпустившая вакцину против рака шейки матки, борется за место на рынке с тремя другими, подготовившими другие её варианты. Профессор У., утверждающий, что рак шейки матки вызывается папилломовирусом, борется за свою Нобелевскую премию. Так что прогресс здесь не при чём.
Кстати, а кто доказал, что у нас сегодня проблемы с ускорением прогресса?! Достаточно пройти по улицам Нью-Йорка или Чикаго, чтобы увидеть наглядно результаты "прогресса": расплывшиеся тела; тупые жующие лица; асоциальное поведение; умственно отсталые дети…
Причина? В XX веке над Сев. Америкой поизмывались вволю. В 1930-х и 1940-х годах беременных женщин убеждали принимать синтетический гормон диэтилстилбестрол (diethylstilbestrol, DES), якобы предотвращавший выкидыши. И только через десятилетия обнаружилось, что тем самым будущих дочерей обрекали на риск разных видов рака и бесплодие.
В 1950-х их приучили глотать талидомид (thalidomide) — успокоительное, которое было объявлено настолько безопасным, что его продавали без рецепта. Фотографии детишек без рук и ног, родившихся у таких мамаш, впоследствии обошли всю мировую печать.
В 1970-х годах тысячи женщин убедили установить некое устройство Далкон Шилд (Dalkon Shield), якобы облегчающее мочеиспускание. В результате инфекции и бесплодие.
За ними последовали силиконовые груди; контрацептив Депо-Провера (Depo-Provera), вызывавший необратимые разрушения костей; hormone replacement therapy (см. книгу "The Push to Prescribe"). Для увеличения прибылей фармацевтические и пр. компании выбрасывают на рынок всё новые "чудо-пилюли" (таблетки, якобы помогающие непоседливым детям; пилюли, обещающие решить проблемы с мочевым пузырём; средства, повышающие сексуальную активность и уверенность; лекарства, якобы снимающие стресс и/или разочарование; напитки, снижающие холестерол и вес; и пр. "чудеса.")
Какими будут отдалённые последствия таких таблеток и прививок — одному Богу известно; так что прогресс нужно, скорее, останавливать или регулировать, ибо он всё больше напоминает мчащийся под гору автомобиль с пьяным водителем за рулём.
И регулировать его, кстати, можно и вполне рыночными средствами: поскольку отдалённые последствия экспериментов над детьми никому не известны (они, например, могут начать болеть лет через 10-20 такими болезнями, что мало не покажется) — то каждый раз должен быть создан специальный фонд: компания, желающая поэкспериментировать с человеком, обязана депонировать 1-2 млрд. долларов в банке; и как только пойдут осложнения, с этого фонда можно будет снимать деньги на лечение. Кроме того, такая "морская свинка" должна быть поставлена в известность о том, что с ней делают, каковы могут быть последствия и какова ответственность корпорации за подобный "эксперимент."
***
А девочка без такой вакцинации могла бы дожить лет до 100 и умереть не от рака, а от гриппа или объевшись блинами. Её ведь просто УБИЛИ.
Кстати, а кто сообщил девочке и её близким, что ей уготована роль Исаака, которого волокут на Храмовую гору, чтобы принести там в жертву научно-техническому прогрессу? И кто спросил их согласия?
2009_09_30 В Голливуде, похоже, одна голова — и та принадлежит льву, рычащему на заставке MGM.
2009_10_01 На днях беседа на церковной парковке; дама в летах, явно из старых эмигрантов, заговаривает с нами: "Как вам нравится здесь? Я так счастлива, что всю жизнь прожила в этом городе!" Видит, что мы замялись: "А, наверное, вам здесь что-то не понравилось? Ведь в СССР у вас было так плохо!" Очередной раз не сдерживаюсь, выпаливаю: "А чем же плохо? Тем, что любой человек имел гарантированный ежегодный ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ отпуск в 24 рабочих дня? Что все имели гарантированную медицинскую помощь? пенсию? квартиру? отпуск по беременности и родам? больничный лист?" Задумывается, сердито отвечает: "Вот потому вы и разорились!" — и гордо уходит.
А ведь наличие 24 дней отпуска способствовало развитию сети санаториев и домов отдыха: есть принципиальная разница — ехать на выходные дни, и ехать на месяц. Местные "курорты" специально не имеют практически ничего, что могло бы привлечь человека на длительный срок; есть небольшой парк, набор ресторанов и магазинчиков — и всё. Поэтому всё это временное, и практически пустое. Проводятся какие-то мероприятия (типа фестиваля вина), а в остальное время никого нет.
Представить себе в нормальные годы, до "перестройки," пустой Кисловодск в конце августа — невозможно.
2009_10_06 Читая старые страницы:
"АНТИБИОТИКИ И БАКТЕРИИ. Появление пенициллина и других антибиотиков было революцией в медицине. Губительные для бактерий, антибиотики принесли здоровье миллионам людей. Но сегодня во всем мире врачи начинают сталкиваться с тревожным явлением: бактерии становятся более устойчивыми к лекарствам.
Группа польских бактериологов — сотрудников Государственного института гигиены в Варшаве — впервые в мире провела широкое научно-статистическое обследование этого явления. Начиная с 1960 года польские ученые проследили влияние антибиотиков на 50 тысяч видов бактерий.
Большая часть бактерий — стафилококков потеряла чувствительность к восьми основным антибиотикам. Так, устойчивыми к пенициллину в больницах оказались 87 процентов стафилококков, а при амбулаторном лечении — 75 процентов. К стрептомицину — соответственно 74 и 55 процентов. На следующем по снижению эффективности лечения месте стоит тетрациклин, далее окситетрациклин.
В отдельных районах устойчивость стафилококков к пенициллину и стрептомицину еще выше. В Лодзи, например, она поднимается 110 до 90 процентов. В Варшаве 77 процентов стафилококков "не боятся" пенициллина и 44 процента — стрептомицина.
Каковы же причины устойчивости бактерий к антибиотикам? Одна из главных, отвечают на этот вопрос польские бактериологи,— массовое применение этих лекарств, ставшее своего рода модой. Очевидно, нужно очень внимательно относиться к их употреблению и применять антибиотики исключительно по указанию врача." (ист.: Наука и жизнь, №1, 1966, с. 110).
То есть уже тогда мы знали, что это вредно — и продолжали продавать антибиотики бесконтрольно…
там же, с. 105: "ВЕЖЛИВОСТЬ КИТАЙСКИХ РЕДАКТОРОВ.
В старину в Пекине выходила газета "Цзин-Пао."
В редакции этой газеты существовал следующий бланк для возвращения авторам непринятых рукописей:
"Преславный брат солнца и луны!
Раб твой распростерт у твоих ног. Я целую землю перед тобой и молю разрешить мне говорить и жить. Твоя уважаемая рукопись удостоила нас своего просвещенного лицезрения, и мы с восторгом прочли ее. Клянусь останками моих предков, что я никогда не читал ничего столь возвышенного. Со страхом и трепетом отсылаю ее назад. Если бы я дерзнул напечатать это сокровище, то президент повелел бы, чтобы оно навсегда служило образцом и чтобы я никогда не смел печатать ничего, что было бы ниже его. При моей литературной опытности я знаю, что такие перлы попадают раз в десять тысяч лет, и поэтому я возвращаю его тебе. Молю тебя: прости меня. Склоняюсь к твоим ногам. Слуга твоего слуги, редактор (подпись)."
2009_10_13 Не так давно фантасты заимствовали свои идеи у учёных и изобретателей; сегодня уже учёные и изобретатели шарят по романам и фильмам…
2009_10_14 Обнаружил совершенно случайно прекрасного писателя: Илья Сургучев; на каком-то развале увидел его повесть Детство императора Николая II (она есть, оказывается здесь). Прелестная вещь, автор действительно умеет писать, двумя-тремя фразами рисуя цельный, незабываемый образ. Это ещё одна добавка в копилку "То, чего больше не будет." Мы так больше не живём:
"Счастье в том, чтобы зажать в ладонь, еще не выспавшуюся, мамин двугривенный и, в одних трусиках, пулей лететь в мелочную лавочку купца Воробьева, спуститься по сбитым ступенькам в полутемное подвальное помещение, вдохнуть очаровательный, только в России известный запах квашеной капусты, маринованной, в бочонке, сельди и толстой сахарной бумаги; купить осьмушку затвердевшего масла, бутылку новодеревенского молока и трехкопеечную марку для городского письма, — и все это донести с шиком, с разгоном, не пролить, не разбить, не потерять и потом воссесть за стол, ощутить беспокойный аппетит, уплетать, вспоминать тающий сон, мысленно разрабатывать программу дня и потом свобода, пыльная дорога, сады, сирень, воздух — по копейке штука и горизонтом пахнет."
Александр III был вовсе не дурак, как его изображала коммунистическая пропаганда; если бы мы только следовали его примеру… Так, арестовали по какому-то "революционному" делу писательницу-революционерку Цебрикову. "И Государь на бумаге изволил начертать следующую резолюцию: "Отпустите старую дуру!" Весь Петербург, включая сюда и ультрареволюционный, хохотал до слез. Карьера [Ю: революционная] г-жи Цебриковой была в корень уничтожена."
Вот если бы все руководители страны так и поступали — "Станислава им на шею" — глядишь, и революции бы не было, и идиоты не развалили бы страны…
"Потом уже, в зрелые годы, я осознал свою аничковскую жизнь и понял, что тайна династий заключается в том, что они несут в себе особенную, я сказал бы — козлиную, кровь. Пример: если вы возьмёте самого лучшего, самого великолепного барана и поставите его во главе бараньего же стада, то рано или поздно он заведет стадо в пропасть. Козлишко же, самый плохонький, самый шелудивенький, приведет и выведет баранов на правильную дорогу. На земле много ученых, но никому в голову не приходило изучить загадку династий, козлиного водительства, ибо таковая загадка несомненно существует. И ещё другое ибо: стада человеческие, увы, имеют много общего со стадами бараньими. Я имею право сказать это, ибо едал хлеб из семидесяти печей."
И сам Сургучёв приводит пример такого "козлиного" поведения: "Известен случай, когда в каком-то волостном правлении какой-то мужик наплевал на его [Александра III] портрет. Дела об оскорблении Величества разбирались в Окружных Судах, и приговор обязательно доводился до сведения Государя. Так было и в данном случае. Мужика-оскорбителя приговорили на шесть месяцев тюрьмы и довели об этом до сведения Императора. Александр Третий гомерически расхохотался, а когда он расхохатывался, то это было слышно на весь дворец. "Как!" — кричал Государь. — "Он наплевал на мой портрет и я же за это буду ещё кормить его шесть месяцев? Вы с ума сошли, господа. Пошлите его к чертовой матери и скажите, что и я, в свою очередь, плевать на него хотел. И делу конец. Вот ещё невидаль!"
2009_10_15 Дайте мне точку опоры и я засну.
2009_11_06 Продолжительность одного игрового эпизода в Голливуде стала не более 45 сек. — да и, как рассказали по телику, съёмки идут с постоянной подсказкой. (Причина — полная непрофессиональная подготовка актёров, не владеющих азами сценического искусства.) То, как это объяснил нам ведущий, больше всего напоминает секс по телефону…
2009_11_11В новом романе интересуют сюжет и действие; в старом, перечитываемом через много лет — свои воспоминания о том времени, когда его читал.
2009_11_12 Опять либерально-демократический бред: корреспонденты поделились сегодня о беседах с убийцей перед казнью. Вывод: "Нет плохих (evil) людей! Люди, мол, грешат, но потом раскаиваются."
Когда же мы начнём понимать, что проблема не в его (её) раскаянии. В практической психологии (то есть именно той, которой учат людей дела — например, менеджеров или спецназовцов) деление совершенно иное: учат не тому, "злой" или "добрый," а тому, чего ожидать от него в соответствующей ситуации. И если некий орёл вначале режет или насилует, а потом кается, то знание об этом помогает не поворачиваться к нему спиной…
Поведение человека определяется принадлежностью его к определённой социокультурной группе (СКО); однако можно сказать, что в течение веков "нормальные" культуры при всех их отличиях между собой были основаны на разных, но близких вариантах принципа христианского "Возлюби ближнего своего как самого себя." Понятно, что всегда находились люди, ПОСТОЯННО нарушавшие эту заповедь (как и другие — "Не убий! Не укради!" — но их было относительно немного. Но за последние 3-5 веков окрепло нечто, что я назвал Антикультура. И принципы её совершенно иные: "За добро плати злом," "Умри ты первым, а я постараюсь выжить," "Бей первым, Федя!" и пр.
Так что теперь людей с таким "отклоняющимся" поведением становится не просто больше; прежде они знали, что́ именно они нарушают. Например, водитель мог быть сколь угодно недоволен пешеходом, медленно переходящим дорогу в час пик — но сознательно на человека не наезжал. Сегодня антикультура даёт им индульгенцию: "Нечего переходить улицу, когда я тороплюсь!" "Не мешай, когда я ворую!" "Не лезь не в своё дело!" — и вообще прав тот, кто выжил…
2009_11_19 Видел в библиотеке новую книгу: современный автор от лица Джейн Остин написал "Pride and Prejudice," в которой вместо девушек Беннет — зомби… Браво, скоро появятся романы о том, как Джульетта была проституткой, Ромео — вампиром, а Сид Кампеон — трусом.
2009_12_05 Поехали опять в старинную деревню (Black Creek Village). Видели там живого лиса! Он демонстративно поднял лапу, сделал своё дело и не очень-то спешил убегать от нас.
Пока он нас заманивал всё дальше, стемнело и появился живой олень!
Все готовятся к Рождеству — кто как… Раньше, до наплыва дешёвых заокеанских ёлочных украшений, их делали сами.
Деревянная фигура: Вифлеемская звезда и поклонение волхвов.
Самодельные, вязаные крючком снежинки:
Куклы:
2009_12_10 В тяжёлые времена ("Кризис у нас!" — как заявила мне одна местная дама) выбалтываются старые секреты, которые все знают, но предпочитают забыть. Оказывается, лампочка накаливания (incandescent light bulb) была изобретена двумя жителями Торонто — Henry Woodward & Mathew Evans; они работали на медеплавильной фабрике Моррисона (Moriison Brass Foundry, Adelaida St. West). 24 июля 1874 г. они подали заявку на патент; американский патент был ими получен в 1876 г., который у них выкупил в 1879 г. Эдисон! (см. ранее; ист.: газета Toronto Star, Dec., 10, 2009. p. A22)
2009_12_14 Вчера смотрели замечательный фильм — "Our Vines have Tender Grapes." Жители маленькой деревни во время войны пытаются выжить — кто как может. Фильм о семилетней девочке по имени Сельма, её взаимоотношениях с родителями, миром, сверстниками, о её школе и новой учительнице, которая приехала туда "на минутку," чтобы заработать себе хорошую запись в рабочей биографии (curriculum vitae) и сбежать из "скучной" деревни в весёлый город при первой же возможности. Жители деревни — фермеры, иммигранты из Норвегии — живут в Висконсине, напоминающем им природой и климатом о родной стране.
Фильм поражает сразу же — за первые 15 минут — ни одного трупа, ни одной расчленёнки, никого насилия. На деле потом всё будет: пожар (загорелся от молнии коровник и амбар), выстрелы (пришлось пристрелить коров, заживо запекавшихся в огне)…
Есть даже нехорошие люди: когда издатель местной газеты попытался собрать деньги для пострадавшего фермера, соседи — прижимистые европейцы — денег не дали.
Есть и свои герои — Сельма, жалея их, отдаёт им свою собственную тёлку, которую она сама выращивает и выкармливает. После этого лёд тронулся, и фермеры-соседи подарили им и фураж, и животных.
Если за первые 15 минут нет ни одного трупа, значит — с точки зрения современного зрителя — фильм абсолютно скучный. Моя первая реакция тоже была: какой-то странный, совершенно неамериканский (наверное, даже антиамериканский) фильм. И как в воду смотрел: автор сценария — Тамбо (Tambo) — через пару лет попал под колпак Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности и был занесён в чёрный список, хотя до этого он много раз был в числе претендентов на Оскара! В течение 15 лет он был без работы, ему пришлось писать сценарии под чужим именем. Именно тогда он создал свои шедевры — "Римские каникулы" и "Спартак." Во время церемонии награждения "Оскаром" Кирк Дуглас впервые упомянул его имя — и вскоре "чёрный список" был закрыт…
Любопытно, как сценарий изменил и сценическое лицо актёра: Д. Робинсон, задавший шаблон для гангстерских фильмов (он в самом начале 1930-х сыграл главную роль в "Маленьком Цезаре," которую и он сам, и другие копируют всё ещё и в XXI веке), сыграл здесь роль отца Сельмы — и сыграл здорово. Когда Робинсон попробовал заступиться за Тамбо и помог ему материально, и его тоже самого внесли в "чёрный список"…
2009_12_20 Смотрели специальный фильм о СОЗДАНИИ "Унесённые ветром" (Gone with the wind) по роману Маргарет Митчелл. Съёмки этого "шедевра" — иллюстрация, объяснение и диагноз этой системы. Фильм готовился для съёмок 3 года (!), до самого конца так и не было готового сценария, монтаж вёлся по усмотрению продюсера, сцены переснимались много раз (Вивьен Ли вызвали после первого просмотра из Англии переснять несколько сцен!)… В общем, как сказал один из участников фильма, продюсер был крайне неорганизованным человеком…
Съёмки отразили суть этого подхода: сделать не то, что ДО́ЛЖНО, а что проще или дешевле, или что легче удаётся. Актёр, инженер, художник — все хотят не соответствовать некоему стандарту, а "импровизировать." Естественно, ибо так проще: чем десятилетия изучать, как именно должен вести себя Гамлет или Иван Карамазов на сцене, много проще (а, главное, прибыльнее) "сымпровизировать."
Чарли Чаплин вспоминает в своей автобиографии, что когда он пришёл на студию сниматься и спросил, где сценарий, режиссёр удивился: "А зачем? Раз-два, тортом по фейсу — и погоня!"
Поэтому потенциально талантливый актёр или инженер не заботится о том, чтобы получить "школу," базовое образование; задача — как в казино — вытащить счастливый билет, сделать нечто, что можно сразу, быстро и прибыльно "выкатить за ворота"; а потом пожинать лавры, от скуки просаживая деньги на казино или наркотики… Поэтому соответствие хоть какому-нибудь стандарту рассматривается как отсталость, консерватизм, отсутствие удачи — а, значит, быть неудачником, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Нам показали, как Кларк Гейбл (исполнитель роли Рета Батлера) вообще не желал сниматься — совершенно справедливо объясняя: "Любой зритель точно знает, как именно выглядит Рет и как именно ведёт себя в конкретной ситуации — а мне что, нужно соответствовать?" И он, и все остальные актёры Голливуда (а за ними и прочие) предпочитают сняться в роли, где что ни сыграешь, всё будет ОК — ибо нет стандартов. Поэтому всемирно известные романы в Голливуде родная мама не опознает (например, "Братья Карамазовы," в которых вовсе выбросили Алёшу, зато лысый Юл Бриннер изображал бог весть что; например, "Тарас Бульба," где оскароносец Тони Куртис вовсе вычеркнул и Тараса, и Остапа…) И именно так их воспитывают — что я в непреднамеренных экспериментах и обнаружил.
А чтобы новое поколение могло себя проявить тоже, начали эти романы переписывать вовсе; видел недавно новую, то есть современную, версию книги "Гордость и предрассудок" Джейн Остин ("Pride and Prejudice"), в которой главные герои сами зомби, и живут среди зомби…
На первую страницу сайта First page
Русский Индекс
English index
Вернуться к дневнику
Страничка создана 2009_01_03
Обновлена 2009_12_29
(C) Yuri Morozov, 1999-2018
Site "Sociodynamics"
http://sociodinamika.com